Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 ноября 2006г. N Ф04-7795/2006(28644-А46-8)
(извлечение)
Департамент финансов и контроля администрации г. Омска (далее Департамент финансов) обратился в Арбитражный суд Омской области с иском к открытому акционерному обществу (ОАО) "Сибкриотехника" о взыскании 14 353 696. 33 руб. неосновательного обогащения, которое возникло на стороне ответчика в результате излишне полученных в 2002 и 2003 годах бюджетных средств.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Департамент городского хозяйства администрации г. Омска и муниципальное унитарное предприятие "Теплокоммунэнерго".
Исковые требования мотивированы статьей 1120 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Возражая по иску, ответчик оспаривал расчеты истца и просил в иске отказать.
Решением от 31.05.2006 (судья Ц.), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.08.2006 (судьи М., В. и Р.), Арбитражный суд Омской области требования истца удовлетворил в заявленной сумме.
В настоящей кассационной жалобе ответчик предлагает принятые по делу решения отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд. По мнению заявителя, при рассмотрении дела арбитражным судом допущено процессуальное нарушение, которое повлекло принятие неправильного решения. Суд в нарушение правил статьи 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации фактически произвел замену истца Департамента финансов и контроля администрации г. Омска на муниципальное образование г. Омск. Полагал, что выводы арбитражного суда о размере неосновательного обогащения ответчика не соответствуют обстоятельствам по делу и представленным ответчикам доказательствам.
Принявший участие в рассмотрении кассационной жалобы представитель ответчика доводы кассационной жалобы поддержал, настаивал на необходимости дополнительного исследования всех обстоятельств по делу и считал истца ненадлежащей стороной по делу.
Представитель истца принятые по делу решения считал законными, а доводы кассационной жалобы о неполном исследовании арбитражным судом всех обстоятельств по делу - несостоятельными, поскольку возражения ответчика по размеру неосновательного обогащения соответствующими доказательствами и расчетами ответчика не подтверждены. Департамент финансов считал надлежащим истцом по заявленному иску, т.к. в данном деле идет о возврате бюджетных средств, которые в спорном периоде перечислялись ответчику именно Департаментом финансов.
Законность принятых по делу решений проверена в соответствии с правилами статей 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы истца и отмены принятых по делу решений не имеется, поскольку выводы арбитражного суда о правомерности исковых требований основана на полном исследовании всех обстоятельств по делу и надлежащим образом мотивированы ссылками на соответствующие нормы материального права. В то же время, следует отметить, что доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанции и не содержат указания на то, по каким основаниям ответчик не согласен с выводами суда по вопросу, касающемуся полномочий Департамента финансов представлять интересы муниципального образования г. Омск и на основании каких доказательств ответчик подтверждает свои доводы о неправильном определении истцом размера неосновательного обогащения.
Как установлено арбитражным судом, 26.09.2000 между Администрацией города Омска (Заказчик), ОАО"Сибкриотехника" (Исполнитель) и МУП "Теплокоммунэнерго" (Соисполнитель) был заключен контракт N 251 по условиям которого Исполнитель и Соисполнитель муниципального заказа обязались обеспечить тепловой энергией и горячим водоснабжением организации и учреждения, финансируемые из городского бюджета, и граждан, проживающих в муниципальном жилом фонде. Тарифы утверждаются и вводятся РЭК Омской области. Условиями контракта предусмотрено, что возмещение затрат по производству и реализации тепловой энергии населению города Омска производится на основании данных, переданных абонентами распорядителям бюджетных средств и платежи в возмещение понесенных Исполнителем убытков возмещаются Департаментом финансов и экономики по документам распорядителей, от их имени и по их поручению.
Постановлением Мэра г. Омска от 26.09.2002 N 498-п единым заказчиком по энергообеспечению муниципальных объектов от Администрации г. Омска определен Департамент городского хозяйства.
В связи с этим Департаментом городского хозяйства администрации г. Омска и ОАО "Сибкриотехника" согласованы расчеты подлежащих возмещению Исполнителю убытков, образовавшихся от разницы между фактической себестоимостью производства или транспортировки энергии и начисленными населению платежами без учета льгот и субсидий, которые подписаны Исполнителем с разногласиями по объему оказанных услуг.
Согласно представленного истцом расчета на 2002-2003 годы из бюджета г.
Омска ответчику в связи с возмещением ему убытков от реализации энергии населению было перечислено 45 881 462 руб. Фактически по расчетам Департамента городского хозяйства в 2002 году размер подлежащих возмещению ответчику в этом периоде убытков составил сумму 17 712 369, 68 руб. и в 2003 году - сумму 13 815 395, 99 руб. (всего 31527 765, 67 руб.), что на 14 353 696, 33 руб. превышает сумму, которую истец должен был перечислить ответчику для компенсации понесенных им в 2002 -2003 г.г. убытков (45 881 462 руб. - 31 527 765, 67 руб. = 14 353 696, 33 руб.).
Излишне перечисленную ответчику из бюджета города Омска сумму истец считает неосновательным обогащением ОАО "Сибкриотехника" и на основании статьи 1102 Гражданского Кодекса Российской Федерации заявил требования о возврате этой суммы.
Согласившись с доводами истца, арбитражный суд на основании установленных выше обстоятельств имел основания указать на правомерность исковых требований.
Что касается возражений ответчика, то арбитражный суд отклонил их в качестве необоснованных, поскольку ответчик не представил надлежащих доказательств поставки им в спорный период энергии в количестве, указанном в представленном арбитражному суду первой инстанции контррасчете. Не подтверждены такими доказательствами и доводы кассационной жалобы, касающиеся спорного вопроса.
Что касается доводов кассационной жалобы о неправомерной замене арбитражным судом истца по настоящему делу, то они необоснованны. Как правильно указал суд апелляционной инстанции, статья 125 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливает, что от имени муниципальных образований в рамках их компетенции в суде могут выступать органы местного самоуправления. В спорных правоотношениях Департамент финансов выступает не как самостоятельный субъект права, а как представитель муниципального образования город Омск, права и обязанности в отношении которого в силу прямого указания закона возникли непосредственно у представляемого и неосновательное обогащение ответчика возникло не за счет Департамента, а за счет неосновательного использования имущества (денежных средств) муниципального образования, финансовые интересы которого представляет Департамент финансов. Спорный контракт N 251, за рамками которого перечислена ответчику исковая сумма, также заключался не самим муниципальным образованием г. Омск, а его органом местного самоуправления в лице Администрации г. Омска.
Таким образом, при вынесении оспариваемых ответчиком решений арбитражным судом не допущено неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права, в связи с чем суд кассационной инстанции отклоняет в качестве необоснованных доводы кассационной жалобы ООО "Сибкриотехника".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
Решение от 31.05.2006 и постановление от 21.08.2006 по делу N 12-305/05 Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 ноября 2006г. N Ф04-7795/2006(28644-А46-8)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании