Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 декабря 2006 г. N Ф04-8420/2006 (29433-А03-14)
(извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Алтайскому краю обратилась в Арбитражный суд Алтайского края (далее - налоговый орган, инспекция) с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Чайкино-1" о взыскании санкций в размере 618,20 руб. на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 19.04.2006 в удовлетворении требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.08.2006 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом положений статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации, просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Отзыв на жалобу не поступил.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления апелляционной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в результате камеральной проверки уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость за август 2005 года, налоговый орган вынес решение от 25.11.2005 N 2562 о привлечении к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 618,20 руб. на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В решении налогового органа отражено, что за август 2005 года общество представило первоначальную декларацию по налогу на добавленную стоимость, в которой налог на добавленную стоимость, заявленный к уменьшению (к возмещению из бюджета) указан в сумме 10 698 руб.; в уточненной декларации данная сумма налога на добавленную стоимость составила 7607 руб. Поскольку общество не выполнило требования пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган, учитывая отсутствие у налогоплательщика переплаты, привлек его к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из суммы недоимки в размере 3091 руб.
В связи с неисполнением в добровольном порядке требования об уплате налоговой санкции от 02.12.2005 N 838 в установленный срок, инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из отсутствия события налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку согласно уточненной декларации у налогоплательщика не возникло обязанности по уплате налога в бюджет.
Вместе с тем, при принятии решения по делу судом не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедуру регулирования споров" часть первая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена статьей 103.1.
Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рубдей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Статьей 3 Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ предусмотрено, что он вступает в силу с 01.01.2006, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Закон N 137-ФЗ опубликован в Российской газете 08.11.2005. При этом поданные в соответствии с главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не рассмотренные арбитражным судом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на основании настоящего Федерального закона могут взыскиваться по решению налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подлежат рассмотрению в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105 указано, что при обращении налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в арбитражные суды после 31.12.2005 с заявлением о взыскании налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций, которые в соответствии с Законом N 137-ФЗ взыскиваются названными органами самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из изложенного следует, что с 01.01.2006 штрафы за налоговые правонарушения, не превышающие размеры, установленные пунктом 1 статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежат взысканию в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества налоговых санкций в размере 618,20 руб. Заявление датировано 26.02.2006, которое согласно штампу канцелярии арбитражного суда поступило в суд 24.03.2006 (вх. N 3510), то есть после вступления в силу Закона N 137-ФЗ. Арбитражный суд принял заявление к производству определением от 27.03.2006.
При таких обстоятельствах, с учетом изложенных норм права, судебные акты подлежат отмене, производство по делу - прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, пунктом 6 части 1 статьи 287, пунктом 1 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 19.04.2006 и постановление от 30.08.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-3510/06-14 отменить.
Производство по делу прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 декабря 2006 г. N Ф04-8420/2006 (29433-А03-14)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании