Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 марта 2009 г. N Ф04-1125/2009(1293-А45-42)
(извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Новосибирской области о признании недействительным решения от 27.03.2008 N 266.
Решением от 30.06.2008 Арбитражного суда Новосибирской области требования предприятия удовлетворены.
Постановлением от 22.09.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Новосибирской области просит отменить судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Налоговый орган считает, что денежные средства, получаемые из бюджета налогоплательщиками в счет увеличения их доходов при реализации товаров (работ, услуг) по льготным ценам (тарифам), включаются в налоговую базу по НДС. Предприятие в связи с предоставлением адресных субсидий и льгот не несет убытки, поскольку сумма начислений квартиросъемщикам за оплату жилья и коммунальных услуг согласно действующим тарифам возмещается налогоплательщику в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки декларации МУП "Управляющая компания ЖКХ" по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за октябрь 2007 года, налоговым органом вынесено решение от 27.03.2008 N 266, согласно которому предприятию доначислен НДС в сумме 772 945 руб., соответствующие ему пени в сумме 25 918, 10 руб., предприятие привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 120 414, 89 руб.
Решение налогового органа мотивированно тем, что денежные средства, полученные предприятием в счет возмещения расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот отдельным категориям потребителей, являются доходом, связанным с реализацией работ (услуг), и на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат включению в налогооблагаемую базу при исчислении НДС.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования предприятия, исходил из того, что налогоплательщиком правомерно не учитываются при определении налоговой базы по НДС денежные средства (субвенции (субсидии), полученные из бюджета в связи с оказанием предприятием услуг с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результата выполненных работ, оказание услуг), по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен в статьях 153 - 162 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Арбитражным судом установлено, что в проверяемом периоде предприятие оказывало населению коммунальные услуги по регулируемым государственным ценам и предоставляло отдельным категориям граждан льготы по оплате за оказанные коммунальные услуги.
Арбитражным судом установлено, что в предприятием получены субсидии из бюджета в связи с применением им государственных регулируемых цен на коммунальные услуги населению, и с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям коммунальных услуг в соответствии с федеральным законодательством. Указанные обстоятельства дела подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами: договором с Управлением социальной защиты Барабинского района Новосибирской области, справками Управления социальной защиты Барабинского района Новосибирской области и Управления финансов и налоговой политики Барабинского района Новосибирской области, соглашением с Администрацией Барабинского района Новосибирской области.
На основании пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражным судом сделан обоснованный вывод о правомерном не включении в налоговую базу по НДС предприятием сумм субсидий, полученных из бюджета в связи с применением предприятием государственных регулируемых цен на коммунальные услуги, и льгот, предоставляемых отдельным потребителям коммунальных услуг в соответствии с законодательством.
Доводы кассационной жалобы о том, что полученные предприятием из бюджета денежные средства в счет увеличения их доходов при реализации услуг подлежат включению в налоговую базу предприятия, не соответствуют нормам пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку получены предприятием суммы субсидий из бюджета в связи с применением государственных регулируемых цен на коммунальные услуги, и льгот, предоставляемых отдельным потребителям коммунальных услуг в соответствии с законодательством.
Доводы кассационной жалобы о получении предприятием бюджетных средств с учетом налога на добавленную стоимость не подтверждены со ссылками на материалы дела и представленные суду доказательства.
Арбитражным судом полностью исследованы представленные сторонами по спору доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права.
Оснований для отмены судебных актов не имеется. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 30.06.2008 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 22.09.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-7210/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.2 ст.154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
По мнению ИФНС, денежные средства, получаемые из бюджета налогоплательщиками в счет увеличения их доходов при реализации товаров по льготным ценам, включаются в налоговую базу по НДС. Предприятие в связи с предоставлением адресных субсидий и льгот не несет убытки, поскольку они возмещается ему в полном объеме.
Как установил суд, налогоплательщик оказывал населению коммунальные услуги по регулируемым государственным ценам и предоставлял отдельным категориям граждан льготы по оплате за оказанные коммунальные услуги. При этом для предоставления гражданам указанных льгот им были получены субсидии из бюджета.
Указанные обстоятельства подтверждается представленным налогоплательщиком договором с Управлением социальной защиты, справками Управления социальной защиты и Управления финансов и налоговой политики, договором с Администрацией района.
Таким образом, суммы субсидий из бюджета были получены налогоплательщиком в связи с применением государственных регулируемых цен на коммунальные услуги, и льгот, предоставляемых отдельным потребителям коммунальных услуг в соответствии с законодательством.
Следовательно, в силу требований п.2 ст.154 НК РФ они не включаются в налогооблагаемую базу по НДС.
На основании изложенного решение ИФНС о доначислении налогоплательщику НДС, пени и штрафа за его неуплату признано судом неправомерным.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 марта 2009 г. N Ф04-1125/2009(1293-А45-42)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании