Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 марта 2009 г. N Ф04-1907/2009(3560-А75-25)
(извлечение)
Администрация Нижневартовского района ХМАО-Югры (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения "Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре" (далее - Отделение ФСС РФ, Фонд) от 27.08.2008 N 28ц "О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога (далее - ЕСН) на цели обязательного социального страхования".
Решением арбитражного суда от 28.11.2008 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Отделение ФСС РФ, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Администрация просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва, заслушав представителя Администрации, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Отделением ФСС РФ с 07.08.2008 по 12.08.2008 проведена проверка страхователя-плательщика ЕСН - Администрации - по вопросу правильности начисления пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу М. за период с 20.08.2007 по 15.06.2008. По результатам проверки составлена справка от 12.08.2008 N 28ц целевой документальной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию и вынесено решение от 27.08.2008 N 28ц о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем в сумме 98 290,20 руб.
По мнению Фонда, при расчете среднего заработка для расчета пособия по нетрудоспособности М. Администрацией неправомерно включены единовременные (разовые) премии к праздничным дням, которые, как полагает Фонд, не относятся к оплате труда.
Не согласившись с выводами Фонда, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд, полно и всесторонне изучив материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с фактическими обстоятельствами, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", вступившего в силу с 01.01.2007, в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом пункт 4 указанного Положения определяет, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет понятие заработной платы, которое также включает в себя премии в качестве стимулирующих выплат.
В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Закона Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 20.07.2007 N 113-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" в денежное содержание муниципального служащего наряду с должностным окладом и другими видами выплат включаются также и премии к юбилейным датам и праздничным дням.
Как установлено судом, решением Думы Нижневартовского района от 05.07.2007 N 80 (далее - решение Думы N 80) утверждены: Положение об оплате труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании Нижневартовский район (Приложение N 1), Положение о регулировании отдельных вопросов оплаты труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании Нижневартовский район (приложение N 2).
Согласно пункту 9 Приложения N 1 премии к юбилейным, знаменательным датам и праздничным дням включаются в состав денежного содержания муниципальных служащих, т.е. входят в систему оплаты труда. Пунктом 5.3. Приложение N 2, указанные премии выплачиваются за счет фонда оплаты труда.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу, что поскольку правовым актом, изданным представительным органом муниципального образования Нижневартовский район в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры муниципальным служащим Нижневартовского района установлены разовые премии к праздничным дням, то пособие по временной нетрудоспособности должно исчисляться с учетом указанных премий, так как они входят в систему оплаты труда.
Более того, судом обоснованно принято во внимание то, что со всех выплат, входящих в состав денежного содержания муниципальных служащих администрации района, установленных разделом II приложения 1 к решению Думы N 80, в том числе и с единовременных премий к юбилейным, знаменательным датам и праздничным дням, Администрацией района уплачивается ЕСН в соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы Фонда о том, что выплата единовременной (разовой) премии к праздничным дням не является вознаграждением за труд, не связана с результатом труда работников, не зависит от его производительности, в данном случае подлежат отклонению как несостоятельные и противоречащие материалам дела.
Факт отнесения данных выплат к оплате труда согласно нормативному правовому акту муниципального образования установлен судом и документально подтвержден. Более того, пунктом 5.4. Приложения N 2 к решению Думы N 80 предусмотрено снижение размера единовременной премии за упущения в работе, перечисленные в пункте 3.7.1. Приложения.
Доказательств, свидетельствующих об ошибочности выводов арбитражного суда, Фондом в материалы дела не представлено и не приведены соответствующие доводы в кассационной жалобе. В свою очередь выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела в соответствии с действующим законодательством.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 28.11.2008 по делу N А75-6655/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ в соответствии с гл.24 НК РФ.
По мнению ФСС, при исчислении среднего заработка для расчета пособия по временной нетрудоспособности страхователем неправомерно включены единовременные (разовые) премии к праздничным дням, которые не относятся к оплате труда.
Согласно п.4 Положения "Об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности_", утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 г. N 375 в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).
Статьей 129 ТК РФ определено понятие заработной платы, которое включает премии в качестве стимулирующих выплат.
В соответствии с положениями ст.22 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта РФ. Региональным законом установлено, что в денежное содержание муниципального служащего наряду с должностным окладом и другими видами выплат включаются также и премии к юбилейным датам и праздничным дням, т.е. они входят в систему оплаты труда. Кроме того, данные премии выплачиваются за счет средств фонда оплаты труда и облагаются ЕСН.
Следовательно, при исчислении средней заработной платы для определения пособия по временной нетрудоспособности суммы спорных премий должны учитываться налогоплательщиком.
На основании изложенного суд счел, что принятие страхователем к зачету сумм выплаченных служащим пособий по временной нетрудоспособности, исчисленных со средней заработной платы с учетом спорных премий, правомерно.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 марта 2009 г. N Ф04-1907/2009(3560-А75-25)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании