Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 апреля 2009 г. N Ф04-1979/2009(3792-А46-6)
(извлечение)
Открытое акционерное обществе "Иртышское пароходство", г. Омск, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Омска (далее - Администрация), выразившегося в отказе принять в муниципальную собственность объекты жилого фонда: общежития, расположенные по адресам: г. Омск, ул. Красный путь N 141, и г. Омск, ул. 3-я Любинская N 26 "А"; о понуждении Администрации принять указанное имущество в собственность муниципального образования города Омска и определить организацию, обеспечивающее техническое обслуживание указанного имущества.
Определением арбитражного суда от 04.04.2008 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области, г. Омск, правопреемником которого является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области, г. Омск, (далее - Управление Росимущества).
Определением арбитражного суда от 24.04.2008 в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечен к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица Департамент имущественных отношений администрации города Омска (далее - Департамент).
Решением арбитражного суда от 27.10.2008, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009, удовлетворены заявленные Обществом требования в части признания незаконным и не соответствующим статьям 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бездействия Департамента, выразившееся в отказе принять в муниципальную собственность объекты жилого фонда, расположенные по адресам: г. Омск, ул. Красный путь N 141 и г. Омск, ул. 3-я Любинская N 26 "А". Арбитражный суд обязал Департамент совершить фактические действия по принятию в муниципальную собственность объекты жилого фонда: общежитие, лит.А, 5-этажное, общей площадью 4 065,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Омск, ул. 3-я Любинская N 26 "А"; общежитие, лит.А, А1, общей площадью 8 675 м2, за исключением нежилых помещений подвала и 1-го этажа: N Ш, N 2П, N ЗП, N 4П (1 751,5 м2), а также, иных помещений, принадлежащих юридическим и физическим лицам, расположенное по адресу: ул. Красный путь N 141. Арбитражный суд отказал Обществу в удовлетворении требований, заявленных к Администрации.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение арбитражными судами норм материального права. Департамент указывает на то, что Общество не может принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную. Департамент считает, что заявление об оспаривании действий (бездействия) государственного органа подано лицом, чьи права и законные интересы не нарушены. Кроме того, Департамент считает не состоятельной ссылку арбитражного суда на преюдициальность решения Арбитражного суда Омской области от 05.06.2008 по делу N А46-8825/2008., поскольку этим решением отказано в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзывах на кассационную жалобу Общество и Управление Росимущества просят оставить судебные акты без изменения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Управление Росимущества издало распоряжение от 23.10.2007 N 772-р "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования Городской округ город Омск Омской области", которым на основании части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) в муниципальную собственность передано имущество, составляющее казну Российской Федерации: общежитие, лит.А, 5-этажное, 1977 г., общей площадью 4 065,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Омск, ул. 3-я Любинская N 26 "А"; общежитие, лит.А, А1, общей площадью 8 675 м2, за исключением нежилых помещений подвала и 1-го этажа: N Ш, N 2П, N ЗП, N 4П (1 751,5 м2), а также, иных помещений, принадлежащих юридическим и физическим лицам на дату издания распоряжения, расположенное по адресу: ул. Красный путь N 141.
Департамент распоряжением от 13.12.2007 N 9740-р включил указанные общежития в состав муниципальной казны города Омска.
Однако письмом от 15.02.2008 N 08/5559 Департамент сообщил Обществу о приостановлении действий по приему в муниципальную собственность указанных общежитий и обеспечению их технической эксплуатации в связи с тем, что Управление Росимущества издало распоряжение от 23.10.2007 N 772-р без согласия Омского городского Совета на передачу общежитий в муниципальную казну.
Общество, считая, что уполномоченным представителем собственника не предприняты фактические действия по принятию указанных объектов жилого фонда и обеспечению их технической эксплуатации, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд, частично удовлетворив заявленные Обществом требования, принял по существу правильное решение.
При принятии решения арбитражный суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей обязанности собственника в отношении принадлежащего ему имущества, а также императивными указаниями, содержащимися в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", определяющими принадлежность объектов жилищного фонда, не подлежащих приватизации, к объектам муниципальной собственности.
Из распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации Омской области от 11.06.1993 N 595-РК следует, что государственное предприятие "Иртышское речное пароходство" преобразовано в акционерное общество открытого типа "Иртышское речное пароходство". Пунктом 5 указанного распоряжения на баланс Общества переданы объекты социально-бытового и социально-культурного назначения, в том числе общежития.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что общежития в течение последующего времени находились в составе федерального имущества и на балансе Общества (т.1 л.д. 15, 16).
Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в федеральной собственности может находиться:
- имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
- имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
- имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
В соответствии с абзацем 21 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Таким образом, право принятия решения о передаче имущества в муниципальную собственность предоставлено собственнику, т.е. Российской Федерации в лице Управлений Росимущества.
Порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установлен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
В силу части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в названной части решений в соответствии с передаточным актом.
Таким образом, обязанность принятия имущества, передаваемого из федеральной собственности в собственность муниципального образования, предусмотрена действующим законодательством.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество создано в процессе приватизации государственного предприятия, а имущество, являющееся предметом спора по данному делу представляет собой объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизированного предприятия, перечисленные в Приложении N 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 жилищный фонд был отнесен к муниципальной собственности. Пунктом 5 настоящего Постановления предусматривалось, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В период возникновения спорных правоотношений действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность".
Из пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 следует, что утверждение плана приватизации предприятия является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения из федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Согласно постановлению главы администрации Омской области от 18.03.1999 N 95-п "О передаче ведомственного жилого фонда в областную и муниципальную собственность" в целях освобождения государственных предприятий и акционерных обществ от несвойственных им функций по содержанию объектов социальной сферы, были предусмотрены окончательные сроки передачи ведомственного жилого фонда в муниципальную собственность.
С учетом изложенного, обоснованным является вывод арбитражного суда о том, что обязанность по принятию спорных объектов в состав муниципальной собственности возникла у муниципального образования в силу закона, а правовые основания для нахождения спорного имущества в ведении Общества отсутствуют.
Учитывая изложенное арбитражный суд обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования в части Департамента, обязав, его совершить действия, направленные на принятие в муниципальную собственность общежитий.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении арбитражным судом норм материального права, неверной оценке оспариваемого распоряжения не состоятельны, поскольку противоречат вышеназванным нормам законодательства и установленным арбитражным судом обстоятельствам дела, в связи с чем подлежат отклонению.
Доводы Департамента о неправомерном применении арбитражными судами положений Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П были предметом исследования Восьмого арбитражного апелляционного суда, им дана правильная оценка.
Вопросы о финансовой поддержке местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества заинтересованное лицо вправе разрешить в установленном порядке.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Оснований для отмены принятых по делу решения и постановления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 27.10.2008 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 по делу N А46-7667/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 апреля 2009 г. N Ф04-1979/2009(3792-А46-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании