Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 07 апреля 2009 г. N Ф04-2108/2009(4220-А70-32)
(извлечение)
Отделение N 3 по г. Тюмени Управления Федерального казначейства по Тюменской области (далее по тексту - Отделение УФК) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Тюменской области (далее по тексту - Управление Росфиннадзора) о признании незаконным предписания N 41 от 28.04.2008.
Заявленные требования мотивированы тем, что денежные средства в сумме 23 000 руб. неосновательно израсходованы на сотрудников заявителя, принимавших участие в спартакиаде. Оспариваемое предписание не соответствует по содержанию требованиям Административного регламента, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 04.09.2007 N 75н, обладает признаками ненормативного акта, а потому может быть оспорено в арбитражный суд.
Решением от 29.09.2008 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 29.01.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Отделение N 3 по г. Тюмени Управления Федерального казначейства по Тюменской области просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права.
По мнению заявителя, на него неправомерно возложена обязанность по возмещению денежных средств, поскольку статья 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривает такого вида правонарушения, как "неправомерное использование средств федерального бюджета".
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росфиннадзора по доводам, изложенным в ней, возражает, считает их необоснованными. просит в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные, соответственно, в кассационной жалобе и отзыве.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной Управлением Росфиннадзора проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Отделения УФК за 2007 год, оформленной актом проверки от 11.04.2008, установлено незаконное расходование заявителем средств федерального бюджета на выплату суточных и возмещение расходов по проживанию сотрудников в гостинице в размере 23 000 руб., выделенных из федерального бюджета по подстатье 226 "Прочие услуги" (статьи 220 "Приобретение услуг") и подстатье 212 "Прочие выплаты" (статьи 210 "Оплата труда и начисление на оплату труда").
По результатам проверки руководителем Управления Росфиннадзора принято оспариваемое предписание от 28.04.2008 г. N 41 об устранении заявителем выявленных нарушений, согласно которому заявителю не позднее 30 календарных дней со дня получения предписания необходимо принять меры к удержанию денежных средств в сумме 23 000 руб. с виновных лиц с целью восстановления их в доход федерального бюджета.
Считая предписание незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из того, что оспариваемое предписание от 28.04.2008 N 41 соответствует действующему законодательству, принято Управлением Росфиннадзора в рамках предоставленных ему полномочий.
Судом установлено, что заявитель, согласно пунктам 1, 6 Положения об Отделении N 3 по г. Тюмени Управления Федерального казначейства по Тюменской области, утвержденного приказом Управления Федерального казначейства по Тюменской области от 31.03.2005 г. N 36 (далее - Положение об Отделении), является органом Федерального казначейства. Финансирование расходов на содержание заявителя осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, заявитель в соответствии со ст. 3, 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации является получателем бюджетных средств, на которого распространяется действие Бюджетного кодекса Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно ст. 6, 38, 162, 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации заявитель как получатель бюджетных средств осуществляет свою деятельность на основании бюджетной сметы.
Судом установлено, что финансирование расходов заявителя в 2007 г. производилось исключительно по разделу 01, подразделу 06, целевой статье 0010000, виду расходов 006 функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Согласно правилам отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы функциональной классификации, сформулированных в Указаниях от 08.12.2006 г. N 168н, бюджетные средства, поступившие получателю бюджетных средств по разделу 01, подразделу 06, целевой статье 0010000, виду расходов 006, направляются на содержание и обеспечение деятельности территориальных органов государственных органов Российской Федерации (министерств, служб, агентств, контрольных органов Российской Федерации), осуществляющих руководство и управление в установленной сфере (выполнение основных функций).
Сфера деятельности заявителя (его основные функции), как органа Федерального казначейства, определена Положением об Отделении и Положением о Федеральном казначействе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703.
Работникам, направленным согласно приказу Отделения УФК от 04.09.2007 N 40-к для участия в спартакиаде, посвященной 15-летию Федерального казначейства Российской Федерации, произведены выплаты суточных и возмещены расходы по проживанию в гостинице в общей сумме 23 000 руб. за счет денежных средств, выделенных заявителю по смете расходов с учетом внесенных в нее изменений (т.3 л.д 74, 75) по разделу 01, подразделу 06, целевой статье 0010000, виду расходов 006 функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, подстатье 212 и 226 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что бюджетные средства в сумме 23 000 руб. израсходованы заявителем на цели, не связанные с выполнением конкретных функций в установленной сфере деятельности и не предусмотренные сметой доходов и расходов на 2007 год, следовательно, Управление Росфиннадзора правомерно расценило действия заявителя как незаконное расходование бюджетных средств.
Перечень мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства и установленный ст. 282 БК РФ, не является исчерпывающим, в полномочия Управления Росфиннадзора в соответствии с п. 122 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 04.09.2007 г. N 75н, входит право предложить способ устранения выявленных ревизией (проверкой) нарушений требований бюджетного законодательства.
Учитывая, что источником возмещения бюджетных средств могут быть лишь лица, виновные в допущенном нарушении бюджетного законодательства, суд считает правомерным указание в оспариваемом предписании на необходимость принятия мер, направленных на удержание денежных средств с виновных лиц. При этом суд признал, что Управление Росфиннадзора не ограничило заявителя в выборе порядка восстановления незаконно израсходованных денежных данных средств, а также не ограничило круг лиц, виновность которых может быть установлена заявителем в ходе мероприятий.
Таким образом, арбитражным судом установлено, что оспариваемое предписание от 28.04.2008 N 41 соответствует действующему законодательству, принято в рамках представленных Управлению Росфиннадзора полномочий.
Нарушений судами при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену названных судебных актов, по настоящему делу не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, учитывая, что они были предметом исследования и рассмотрения в суде обеих инстанций, им дана правильная правовая оценка, поэтому у суда кассационной инстанции оснований для переоценки данных выводов в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нет.
По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 000 рублей относятся на заявителя по делу.
Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.09.2008 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 29.01.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-4429/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения N 3 по г. Тюмени Управления Федерального казначейства по Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 апреля 2009 г. N Ф04-2108/2009(4220-А70-32)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании