Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 апреля 2009 г. N Ф04-2023/2009(3887-А03-16)
(извлечение)
Открытое акционерное общество (ОАО) "Гортопсбыт" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании 296 425 руб. 05 коп. убытков, возникших в результате предоставления льгот за период с 20.11.2007 по 24.12.2007 по оплате топлива педагогическим работникам, проживающим на территории Рубцовского района.
К участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации; в качестве третьего лица - управление по социальной защите населения Рубцовского района Алтайского края.
Решением, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 296 425 руб. 05 коп. расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новое решение, которым в иске отказать.
По мнению заявителя, убытки ОАО "Гортопсбыт" причинены неисполнением договорных обязательств, а не в результате неправомерных действий государственного органа или его должностного лица, следовательно, ответственность должно нести юридическое лицо, являющееся субъектом договорных отношений. После вынесения решения оно было исполнено комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края. Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края оплатил данную задолженность, значит признал долг. Настоящим ответчиком по делу является комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, который фактически исполнил данное решение, а не Министерство финансов Российской Федерации.
Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "Гортопсбыт" и комитетом по социальной защите населения по Рубцовскому району заключен договор от 09.01.2007 N 1 на исполнение муниципального заказа по обеспечению твердым топливом (уголь, дрова) и его доставке потребителям района категориям граждан Рубцовского района, пользующимися мерами социальной поддержки в соответствии с Федеральными законами.
Истец в период с 20.11.2007 по 24.11.2007 предоставил льготы по оплате топлива педагогическим работникам, проживающим на территории Рубцовского района, в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".
В связи с невозмещением понесенных расходов, ОАО "Гортопсбыт" обратилось с иском в арбитражный суд.
Согласно пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
В соответствии с пунктом 2 Правил компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Судом установлен факт недостаточного финансирования из федерального бюджета расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. Доказательств нецелевого использования полученных субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием денежных средств не имеется.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставления потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Министерства финансов Российской Федерации, с которого правомерно взысканы убытки на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя о том, что комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края после вынесения решения возмещены расходы истца подлежат отклонению, поскольку фактическое финансирование субъектом Российской Федерации расходов на возмещение спорных затрат за счет собственных бюджетных средств не является основанием для освобождения Российской Федерации от исполнения ее собственных бюджетных обязательств.
Заявитель в кассационной жалобе привел доводы, аналогичные доводам, которые он приводил в суде первой и апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения суда, и при оценке данных доводов судом не были нарушены нормы материального права и нормы процессуального права.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.10.2008 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2008 по делу N А03-6592/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 апреля 2009 г. N Ф04-2023/2009(3887-А03-16)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании