Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 апреля 2009 г. N Ф04-1955/2009(3731-А03-39)
(извлечение)
Алтайское краевое государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей "Алтайкрайэнерго" (далее - АКГУП КЭС "Алтайкрайэнерго") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Российской Федерации в лице представителя Министерства финансов Российской Федерации - Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - Минфин) о взыскании 6 219,98 руб. убытков, возникших в результате невозмещения расходов за предоставленные в декабре 2007 года меры социальной поддержки педагогическим работникам в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 06.10.2008, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2008, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя, в данном случае убытки АКГУП КЭС "Алтайкрайэнерго" причинены неисполнением договорных обязательств, а не в результате неправомерных действий государственного органа или его должностного лица, следовательно, ответственность должно нести самостоятельное юридическое лицо, являющееся субъектом договорных отношений.
Комитетом по образованию Бурлинского района Алтайского края (которому Комитет по социальной защите населения по Бурлинскому району Алтайского края передал в данной сфере свои полномочия) задолженность на возмещение расходов в связи с оказанием жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам за ноябрь 2007 года была перечислена в сумме 6 219,98 руб., что подтверждается платежным поручением от 24.11.2008 N 280.
Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу является не Министерство финансов Российской Федерации, а Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, который фактически и исполнил данное решение.
Оставление в силе обжалуемых судебных актов приведет к неосновательному обогащению АКГУП КЭС "Алтайкрайэнерго".
Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Бурлинского района Алтайского края в отзыве на кассационную жалобу указывает, что с 2009 года полномочия по возмещению мер социальной поддержки педагогическим работникам были переданы Комитету по образованию Бурлинского района Алтайского края, уже в ноябре 2008 года вся задолженность за 2007 год Управлением по социальной защите была передана в Комитет по образованию. Просит рассмотреть дело без участия представителя.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного разбирательства, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Комитетом по социальной защите населения по Бурлинскому району Алтайского края (заказчик) и АКГУП КЭС "Алтайкрайэнерго" в лице филиала Славгородские МЭС (исполнитель) был заключен договор от 09.01.2007 N 3 на возмещение расходов по оказанным услугам в соответствии с Законом Алтайского края от 03.11.2005 N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)"
Судом установлено, что АКГУП КЭС "Алтайкрайэнерго" в 2007 году поставляло электрическую энергию гражданам, проживающим на территории Бурлинского района Алтайского края, в том числе лицам, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" являются педагогическими работниками образовательных учреждений.
Комитет по социальной защите оплатил оказанные в 2007 году в полном объеме услуги в сумме 57 650 руб.
В связи с необходимостью возмещения оставшейся суммы убытков в размере 6 219,98 руб. АКГУП КЭС "Алтайкрайэнерго" обратилось в суд с иском к Российской Федерации.
Из представленного истцом расчета исковых требований следует, что сумма 6 219,98 руб. неполученного возмещения образовалась за предоставление услуг по оплате электроэнергии льготной категории граждан (педагогическим работникам) в ноябре 2007 года. Размер долга определен по состоянию на декабрь 2007 года.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в силу Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" обеспечение мерами социальной поддержки педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, является расходным обязательством Российской Федерации, которая предусматривает соответствующие средства для их реализации. В связи с чем, в рассматриваемом случае ответчик является надлежащим. Долг в сумме 6 219,98 руб. подтвержден материалами дела.
Согласно пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 03.11.2005 N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" возмещение организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, производится органом, уполномоченным администрацией Алтайского края, на основании заключенных с организациями договоров за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Согласно статьям 16, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В нормах Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" отсутствует указание о финансировании мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
Статьей 39 Закона Алтайского края от 27.12.2006 N 141-ЗС "О краевом бюджете на 2007 года" утверждено распределение средств, передаваемых из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, в сумме 267 253 тыс. рублей, в том числе на погашение кредиторской задолженности за 2006 год, согласно приложению 29 к настоящему Закону.
В соответствии с приложением 29 к указанному выше Закону Бурлинскому району были предусмотрены средства в размере 3 973 тыс. руб.
Согласно отзыву на исковое заявление Управления социальной защиты населения по Бурлинскому району выделенной субвенции на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам района на 2007 год оказалось недостаточно, задолженность перед Славгородским МЭС АКГУП КЭС "Алтайкрайэнерго" на 01.01.2008 составляет 6 219,98 руб.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, выводы судов основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных судом, и доказательствах, имеющихся в материалах дела. Суд не усматривает оснований для изменения или отмены судебных актов.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в данном случае Российская Федерация является ненадлежащим ответчиком, подлежит отклонению. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы убытки на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного, не может быть принят во внимание довод заявителя кассационной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является не Министерство финансов Российской Федерации, а Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, который фактически и исполнил данное решение платежным поручением от 24.11.2008 N 80.
Кроме того, положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности оценки кассационной инстанцией законности судебных актов, проверки выводов судов нижестоящих инстанций в соответствии с представленными дополнительными доказательствами.
Иных доводов, опровергающих правильность выводов арбитражного суда, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.10.2008 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2008 по делу N А03-8972/2008-7 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 апреля 2009 г. N Ф04-1955/2009(3731-А03-39)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании