Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 мая 2006 г. N Ф04-2764/2006(22519-А03-7)
(извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к предпринимателю, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица Бахареву Андрею Игоревичу (далее - предприниматель Бахарев А.И.) о взыскании недоимки по единому налогу по упрощенной системе налогообложения за 2004 год в сумме 1 800 руб., пени за недоплату налога - 48,24 руб. и штрафа в размере 360 руб., назначенного на основании решения N 3202 от 09.07.2005 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату сумм единого налога.
Решением от 03.02.2006 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Принимая решение, суд исходил из того, что в действиях предпринимателя Бахарева А.И. отсутствует состав правонарушения, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение арбитражного суда от 03.02.2006 в связи с неправильным применением пункта 3 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, суд, принимая решение, не в полном объеме исследовал обстоятельства дела.
Отзыв на кассационную жалобу до начала судебного заседания предприниматель Бахарев А.И. не представил.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального права и норм процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что 30.04.2005 предприниматель Бахарев А.И.
представил в инспекцию декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с упрощенной системой налогообложения, за 2004 год., в которой исчислил единый налог в сумме 13 500 руб., произвел налоговый вычет суммы 1 800 руб. с указанием на уплаченные страховые взносы за отчетный период и указал единый налог к уплате в сумме 11 700 руб.
По результатам камеральной проверки инспекция вынесла решение N 3202 от 09.07.2005, которым предпринимателю доначислен единый налог в сумме 1 800 руб., пени - 48,24 руб. и штраф в сумме 360 руб.
Принимая указанное решение, инспекция указала, что налогоплательщиком нарушен пункта 3 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку сумма страховых взносов 1 800 руб., которая поставлена в вычет по единому налогу, не 2- плачена.
Требования N 21274, N 2281 от 13.07.2005 об уплате недоимки по налогу, пени и штрафа в добровольном порядке предпринимателем Бахаревым А.И. не исполнены, что послужило основанием для обращения инспекции в суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятое по делу решение, исходит из установленных материалами дела обстоятельств и следующих норм материального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что сумма единого налога уменьшена предпринимателем на 1 800 руб. - сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников, занятых в сфере деятельности, по которым уплачивается единый налог.
Согласно пункту 3 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками, избравшими в качестве объекта налогообложения доходы, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы, исчисляемой в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогоплательщики уменьшают сумму налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на этом налоговом (отчетном) периоде.
Из материалов дела усматривается, что предприниматель является плательщиком страховых взносов в виде фиксированного платежа и на момент вынесения решения налогового органа предприниматель имел задолженность по уплате страховых взносов на пенсионное страхование.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ) страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование являются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентному сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Пунктом 3 статьи 28 этого Закона установлено, что минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты.
Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 25 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 данного Федерального закона.
В случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Следовательно, страховые взносы не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами, полномочиями по взысканию которых наделены территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов установлена пунктом 2 статьи 27 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
При таких обстоятельствах привлечение предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1 800 рублей за неуплату страховых взносов, а также требования о взыскании недоимки по единому налога и пени являются необоснованными.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 03.02.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-24073/05-14 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 мая 2006 г. N Ф04-2764/2006(22519-А03-7)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании