Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 декабря 2003 г. N Ф04/6432-1136/А75-2003
(извлечение)
Межрайонная Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупным налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее - Межрайонная Инспекция МНС) обратилась в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Белые Ночи" (далее - ООО "Белые Ночи") о взыскании 1599449,7 рублей налоговых санкций, предусмотренных пунктом 2 статьи 119 НК РФ, за просрочку предоставления расчётов по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы за первое полугодие 2002 года.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик предоставил расчёты с нарушением срока, установленного Инструкцией Госналогслужбы Российской Федерации от 31.12.1996 N 44.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 21.07.2003, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 03.10.2003 без изменения, заявленные налоговым органом требования удовлетворены в полном объеме.
Судебные инстанции исходили из того, что все налоги, установленные статьёй 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы", в том числе и сборы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, подлежат взиманию в обычном порядке впредь до их отмены. Следовательно и Инструкция Госналогслужбы РФ от 31.12.1996 N 44 "О порядке исчисления, уплаты в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" (с изменениями от 16.07.1998), устанавливающая сроки сдачи расчетов указанных отчислений, сохраняет действие. Поскольку расчеты по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы за первое полугодие 2002 года сданы ответчиком только 13.01.2003, то есть с пропуском установленных сроков в 176 дней, он обоснованно привлечен к налоговой ответственности за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган.
Не согласившись решением и постановлением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа, ООО "Белые Ночи" обратилось в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт, отказав налоговому органу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Податель жалобы полагает, что Инструкция Госналогслужбы РФ от 31.12.1996 N 44 в соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не изменяет и не дополняет законодательство о налогах и сборах и не может в силу этого устанавливать сроки сдачи расчетов по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
В отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителем в судебном заседании, Межрайонная Инспекция МНС считает решение и постановление суда обоснованными, законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии с требованиями статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность принятого решения, правильность применения норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, ООО "Белые Ночи" 13.01.2003 представило в Межрайонную Инспекцию МНС расчеты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы за добычу газа и нефти за январь-июнь 2003 года.
Посчитав, что налогоплательщиком в нарушение Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 31.12.2096 N 44, предусматривающей срок сдачи указанных деклараций не позднее 20 июля отчётного периода, декларации сданы на 176 дней позднее, Межрайонная Инспекция МНС вынесла решением от 25.03.2003 N1, согласно которому в отношении ООО "Белые Ночи" применены налоговые санкции, предусмотренным пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в размере 1599449,7 рублей.
В связи с неуплатой налогоплательщиком штрафа в добровольном порядке, Межрайонная Инспекция МНС обратилась за его взысканием в арбитражный суд.
Соглашаясь с принятыми арбитражным судом судебными актами, кассационная инстанция исходит из следующих норм права.
Статья 119 НК РФ предусматривает ответственность налогоплательщиков за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" недоимка, пени и штрафы, образовавшиеся на 01.01.2002 по платежам за пользование недрами, отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизам на нефть и стабильный газовый конденсат, зачисляются в доход федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до введения в действие настоящего Федерального закона.
В отношении полезных ископаемых, добытых до 01.01.2002, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до 01.01.2002, независимо от даты поступления денежных средств за реализованную продукцию.
Обязанность недропользователей производить отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы установлена статьей 44 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Сроки предоставления расчетов на воспроизводство минерально-сырьевой базы предусмотрены пунктами 17 и 18 Инструкция Госналогслужбы РФ от 31.12.1996 N 44 "О порядке исчисления, уплаты в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" - ежемесячно, исходя из фактических объемов реализации продукции за истекший месяц и ставок отчислений, в срок не позднее 20-го числа месяца следующего за отчетным.
Согласно статье 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса.
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и Инструкция Госналогслужбы РФ от 31.12.1996 N 44 "О порядке исчисления, уплаты в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" Федеральным законом от 31.07.1998 N 147-ФЗ не отменены, следовательно, они сохраняли свое действие до издания Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ. Данным законом порядок представления расчетов отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы также не изменен.
Поэтому кассационной инстанцией довод ответчика о том, что полномочия по установлению сроков представления деклараций налоговым органам законодательством о налогах и сборах после 01.01.1999, то есть после введение в действие первой части НК РФ, не делегированы, не может быть принят во внимание.
Согласно смыслу, придаваемому действующему налоговому законодательству определениями Конституционного Суда РФ от 04.07.2002 N 185-О и N 200-О, все налоги, установленные статьёй 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы" подлежат взиманию в обычном порядке впредь до их отмены в установленном порядке. Установление существенных элементов налогообложения допускалось ранее действующим законодательством подзаконными актами, поэтому их действие, в том числе Инструкций Госналогслужбы РФ, сохраняется до отмены налога в установленном порядке. Сроки предоставления расчетов отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы установлены Госналогслужбой РФ до 01.01.1999, данная Инструкция Госналогслужбы РФ от 31.12.1996 N 44 не отменена, дополнительные права в этой части после 01.01.1999 налоговым органам не делегировались.
Доводам ООО "Белые Ночи" о том, что оно выполняло письменное разъяснение налогового органа, и, следовательно, в силу правил, установленных подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, не может нести ответственность за совершение налогового правонарушения, судебными инстанциями оценка дана, суд кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для их переоценки этих выводов судебных инстанций по арбитражному делу N А75-1754-А/2003 не имеет.
Расчеты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы обладают всеми признаками, установленными статьей 80 НК РФ для налоговой декларации, поэтому ООО "Белые Ночи" обоснованно привлечено Межрайонной Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупным налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ.
Кассационная инстанция считает, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно установил фактические обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, представленным суду сторонами, суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 21.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 03.10.2003 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1754-А/2003 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 декабря 2003 г. N Ф04/6432-1136/А75-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании