Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 мая 2006 г. N Ф04-3019/2006(22787-А45-27)
(извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальный трест" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Бердску Новосибирской области (далее - инспекция) о признании недействительными требования N 36596 об уплате налога по состоянию на 27.10.2005 в части уплаты пени по пунктам 1, 5, 9, 13 данного требования и решения от 21.11.2005 N 3185 о взыскании налога, сбора, а так же пени за счет денежных средств налогоплательщика.
Заявленные требования мотивированы тем, что указанные ненормативные правовые акты не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 20.02.2006 заявленные требования удовлетворены.
Принимая решение, суд исходил из того, что предприятие признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство. Таким образом, требования инспекции об уплате единого социального налога подлежит удовлетворению в порядке, установленном пунктом 4 статьи 142 Закона Российской Федерации от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение от 20.02.2006. По мнению подателя жалобы, отсутствуют законные основания для освобождения от обязанности по уплате обязательных платежей юридических лиц, признанных банкротом, но функционирующих до завершения процедуры конкурсного производства, занимающихся текущей предпринимательской деятельностью.
Отзыв на кассационную жалобу до начала судебного заседания предприятие не представило.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Новосибирской области от 11.08.2004 по делу N А45-10961/04-СБ/136 муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальный трест" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением арбитражного суда от 31.08.2005 срок конкурсного производства продлен до 11.02.2006.
Инспекцией направлено в адрес предприятия требование N 36596 об уплате налога по состоянию на 27.10.2005, согласно которому уплате подлежит единый социальный налог в сумме 22 430 руб. по срокам уплаты август, сентябрь, октябрь 2005 года и пени в сумме 432,8 руб. за несвоевременную уплату единого социального налога.
В связи с невыполнением указанного требования, инспекцией принято решение N 3185 от 21.11.2005 о взыскании налога, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Полагая, что действия инспекции нарушают его права как налогоплательщика, предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятое по делу решение, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 126 указанного Закона все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Абзацем 4 пункта 1 статьи 134 Закона о банкротстве предусмотрено, что вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
На основании частей 1, 2 статьи 142 Закона о банкротстве конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.
Согласно пункту 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм законодательства, в случае признания хозяйствующего субъекта банкротом взаимоотношения по расчетам с кредиторами регулируются нормами специального закона - Закона о банкротстве.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции правомерно признал недействительными требование налогового органа об уплате налога в части уплаты пени в сумме 432,8 руб. и решение о взыскании налога, пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.02.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-1337/06-12/58 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Бердску, Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 мая 2006 г. N Ф04-3019/2006(22787-А45-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании