Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 6 июня 2006 г. N Ф04-3215/2006(23088-А45-32)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Бирюса" (далее по тексту ООО "Бирюса") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Новосибирска (далее по тексту Инспекция) N ЛП-10- 23/156 от 30.03.2005 о привлечении к налоговой ответственности по статьям 119, 122, 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 20.09.2005 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.02.2006 решение суда первой инстанции в части отказа в признании недействительным решения налогового органа N ЛП-10-23/156 от 30.03.2005 о привлечении ООО "Бирюса" к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 275 099 рублей, по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 229 928 рублей в том числе: по налогу на добавленную стоимость в сумме 92 843 рубля, налогу на имущество в сумме 23 989 рубля, налогу с продаж в сумме 105 213 рубля, налогу на прибыль в сумме 27 074 рубля и в части доначисления налога на имущество в сумме 23 989 рублей, пени по налогу на имущество в сумме 3296 рублей, налога на добавленную стоимость в сумме 464215 рублей, пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 110 136 рублей, налога с продаж в сумме 526 065 рублей, пени по налогу с продаж в сумме 124 418 рублей, налога на прибыль в сумме 135372 рубля, пени по налогу на прибыль в сумме 19344 рубля, отменил, В этой части принят новый судебный акт.
Суд признал недействительным решение N ЛП-10-23/16 от 30.03.2005 о привлечении ООО "Бирюса" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения ООО "Бирюса" к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 275 099 рублей, по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 229 928 рублей в том числе: по налогу на добавленную стоимость в сумме 92 843 рублей, налогу на имущество в сумме 23 989 рублей, налогу с продаж в сумме 105 213 рублей, налогу на прибыль в сумме 27 074 рублей; и в части доначисления налога на имущество в сумме 23989 рублей, пени по налогу на имущество в сумме 3296 рублей, налога на добавленную стоимость в сумме 464215 рублей, пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 110 136 рублей, налога с продаж в сумме 526 065 рублей, пени по налогу с продаж в сумме 124 418 рублей, налога на прибыль в сумме 135372 рубля, пени по налогу на прибыль в сумме 19344 рубля.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, по основаниям, изложенным в жалобе.
Отзыва на кассационную жалобу не представлено.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в 2004 году Инспекцией проведена камеральная проверка Общества, в ходе которой установлено, что Общество неправомерно применяло систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, с учетом ставки, в то время, так как площадь торгового зала магазина по адресу: ул. Станиславского, 19 больше 150 кв.м.
В связи с этим налоговым органом направлено уведомление от 14-04.2004, в котором предприятию предлагалось в соответствии со статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации в срок до 01.05.2004 представить уточненные декларации по единого налогу на вмененный доход за весь период и декларации по налогам для предприятий, находящихся на традиционной системе налогообложения, включая декларации по налогу на прибыль, налогу с продаж, налогу на имущество, налогу на добавленную стоимость. Документы Обществом не представлены.
На основании решения руководителя налогового органа 18.10.2004 N 818 проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам соблюдения налогового законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет и внебюджетные фонды: -налога на прибыль, в том числе налога на прибыль исчисленного в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110 ФЗ, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств, транспортного налога, налога на имущество предприятия, целевых сборов на содержание муниципальной милиции и пожарной охраны, налога с доходов иностранных юридических лиц, земельного налога, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, налога на рекламу, налога на операции с ценными бумагами, платы за загрязнение окружающей природной среды, плата за пользование водными ресурсами за период с 01.01.2001 по 31.12.2003.
-налога на доход физических лиц, представления сведений по форме 2- НДФЛ за период с 05.09.2001 по 15.02.2005; -единого налога на вмененный доход за период с 01.01.2003 по 30.09.2004.
По результатам налоговой проверки 02.03.2005 составлен акт, 30.03.2005 и принято решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за не представление налогоплательщиком налоговой декларации по налогу с продаж в сумме 275099 руб.; пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за не уплату налогов в сумме 266793 руб. в том числе: единого социального налога в сумме 13418 руб., налога на имущество в сумме 4798 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 116290 руб., налога с продаж 105213 руб. налога на прибыль в сумме 27074 рублей; статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неполное перечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в сумме 25955 рублей.
В этом же решении налогоплательщику предложено в срок, указанный в требовании уплатить названные налоговые санкции и налоги в сумме 1445 063 рублей и пени в сумме 399 756 руб., в том числе по единому социальному налогу -67091 руб. и 15705 руб. пени, налогу на имущество в сумме 23 989 руб. и 3296 руб. пени, налога на добавленную стоимость в сумме 692546 руб. и 219218 руб. пени, налога с продаж в сумме 526065 руб. и 124418 руб. пени, налога на прибыль в сумме 135372 руб. и 19344 руб. пени, налога на доходы физических лиц в размере 68923 руб. и 17775 руб. пени.
Налогоплательщику предложено уменьшить на исчисленные в завышенных размерах сумму единого налога на вмененный доход 162957 руб.
Общество, не согласившись с решением налогового органа, считая решение незаконными и необоснованными, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Кассационная инстанция, оставляя без изменения постановление суда апелляционной инстанции и признавая доводы жалобы необоснованными, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить налоги.
Судебными инстанциями установлено и подтверждается материалами дела, что в качестве аналогичных предприятий в данном случае Инспекцией выбраны предприятия "Восток-1" и МУП "Ривьера".
При этом, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им оценку, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что материалы налоговой проверки не содержат обстоятельств, подтверждающих в полном объеме то, что предприятия "Восток-1" и МУП "Ривьера" являются налогоплательщиками, аналогичными заявителю.
ООО "Бирюса" зарегистрировано Новосибирской регистрационной палатой имеет код основного вида деятельности (ОКОНХ) 71200 - розничная торговля, КФС 16ДОПФ65.
Судом апелляционной инстанции правомерно установлено, что предприятие "Восток-1" не соответствует как аналогия ООО "Бирюса" по количеству персонала, кроме того, "Восток - 1" помимо розничной реализации занимается оптовой реализацией продуктов питания и оказанием посреднических услуг при купле-продаже товаров народного потребления (ОКОНХ - 71200, 71100, 71500).
В соответствии с "Рекомендациями по определению размера облагаемых доходов (прибыли) и иных объектов налогообложения в случаях отсутствия ведения учета налогоплательщиком" предприятия должны принадлежать к одинаковым видам подвидам отраслевой принадлежности в соответствии с классификатором "Отраслей народного хозяйства". МУП "Ривьера", приведенное в качестве аналога не соответствует ООО "Бирюса" по организационно-правовой форме, форме собственности, кодам государственного статистического учета имеет ОКОНХ - 71211, КФС 14, В связи с этим расчет сумм налогов, подлежащих уплате истцом за указанный период, осуществленный налоговым органом с учетом данных предприятий Восток-1" и МУП "Ривьера", является неправомерным.
Кроме того, как указано в решении налогового органа расчет налогов производился исходя из соотношения показателей среднесписочной численности производственного персонала ООО "Бирюса" и двух предприятий аналогов.
Из чего следует, что выручка, вид деятельности и условия хозяйствования как основные критерии при выборе предприятий аналогов налоговым органом не учитывались.
Кроме того, налоговый орган не доказал отсутствие у налогоплательщика учета объектов налогообложения, отсутствие бухгалтерского учета или ведения учета с нарушением установленного порядка, приводящего к невозможности исчислить налоги, что в свою очередь в соответствии со статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для применения расчетного метода на основании данных по аналогичным предприятиям.
Так, налоговым органом в ходе проверки ООО "Бирюса" не направлялось требование с перечислением всех необходимых документов для исчисления налога по общему режиму налогообложения.
Вся необходимая налоговым органам информация, на основании которой проверяется правильность исчисления налогов, в том числе с учетом применяемых налогоплательщиком вычетов, содержится в первичной документации и регистрах бухгалтерского и налогового учетов, которые ведутся в ООО "Бирюса".
Согласно статье 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Инспекция не доказала правильность определения налоговой базы по вышеназванным налогам и наличие недоимок в указанном в решении Инспекции размере.
На основании вышеизложенного привлечение ООО "Бирюса" к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации, неправомерно.
Согласно пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181 -го дня.
Таким образом, базой для исчисления налоговой санкции является сумма налога, подлежащего уплате в бюджет. Следовательно, при недоказанности налоговым органом правильности определения налоговой базы по налогу с продаж, исчислить сумму штрафа по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации не представляется возможным.
Доводы, изложенные в жалобе, на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не принимаются кассационной инстанцией в связи с тем, что направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела и являлись предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
По изложенным мотивам, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 14.02.2006 по делу N А45-9652/05- 48/52 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2006.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 июня 2006 г. N Ф04-3215/2006(23088-А45-32)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании