Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 июля 2006 г. N Ф04-4097/2006(24180-А27-7)
(извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие "Водопроводно-канализационное хозяйство", город Междуреченск, (далее - МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Кемеровской области, город Междуреченск, о признании недействительным решения от 20.06.2005 N 1328 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке.
Решением от 01.02.2006 Арбитражного суда Кемеровской области заявление удовлетворено.
Постановлением от 03.04.2006 апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение судов первой и апелляционной инстанций и принять новый судебный акт.
По мнению налогового органа, взыскиваемые по решению от 20.06.2005 N 1328 налоговые платежи возникли после признания МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" банкротом и относятся к текущим платежам, не подлежащим включению в реестр требований кредиторов на основании статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", поэтому оспариваемое решение о взыскании налоговых платежей за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках является законным.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов.
Как видно из материалов дела, решением от 15.07.2004 арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-16560/2003-4 в отношении МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" открыто конкурсное производство.
В связи с неисполнением МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" требования N 12525 от 30.05.2005, которым предлагалось уплатить сформировавшуюся после открытия конкурсного производства задолженность по налогам в сумме 1 621 124 руб. и пени в сумме 110 755 руб. 37 коп., налоговым органом принято решение от 20.06.2005 N 1328 о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Не согласившись с решением инспекции, МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление налогоплательщика, суды первой и апелляционной инстанций указали на несоответствие оспариваемого решения налогового органа пункту 1 статьи 126, статье 134 и пункту 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и пришли к выводу о том, что налоговый орган невправе в порядке, установленном статьями 46, 76 Налогового кодекса Российской Федерации, производить бесспорное взыскание текущих платежей, возникших в период конкурсного производства, за счет денежных средств налогоплательщика в банках.
Статьей 5 Закона о банкротстве определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Закона о банкротстве), однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 этого Закона требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Таким образом, вопрос о взыскании с предприятия налогов должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Данный вывод не противоречит правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.2005 N 2573/05, поскольку взыскивая с предприятия, признанного несостоятельным (банкротом), задолженность по налогам в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган нарушает принципы очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов, установленные Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 01.02.2006 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 03.04.2006 по делу N А27-39932/2005-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.4 ст.142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
По мнению налогового органа, взыскиваемые налоговые платежи возникли после признания учреждения банкротом и относятся к текущим платежам, не подлежащим включению в реестр требований кредиторов на основании ст.134 Федерального закона N 127-ФЗ, поэтому оспариваемое решение о взыскании налоговых платежей за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках является законным.
Суд кассационной инстанции указал, что позиция налогового органа не соответствует нормам налогового законодательства.
Статьей 5 Закона о банкротстве определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди, однако в силу специального указания п.4 ст.142 этого Закона требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Таким образом, вопрос о взыскании с предприятия налогов должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном законом о банкротстве. Указанный вывод не противоречит позиции, приведенной в постановлении Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах применения ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и в постановлении Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 N 2573/05.
Взыскивая же с предприятия, признанного несостоятельным (банкротом), задолженность по налогам в порядке, предусмотренном ст.46 НК РФ, налоговый орган нарушает принципы очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов, установленные ФЗ N 127-ФЗ.
Поэтому суд кассационной инстанции оставил без изменений решение суда по делу и постановление апелляционной инстанции, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 июля 2006 г. N Ф04-4097/2006(24180-А27-7)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании