Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 июля 2006 г. N Ф04-4456/2006(24464-А45-32)
(извлечение)
Федеральное государственное учреждение "Сибирский окружной медицинский центр" (далее по тексту ФГУ "Сибирский окружной медицинский центр") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным представления Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области (правопреемник Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов России) от 28.10.2004 N 51-05-23/1343.
Заявленные требования мотивированы тем, что обжалуемое представление не соответствует действующему законодательству, нарушает право ГУ "СОМЦ Минздрава России" на выплату сотрудникам районного коэффициента в размере 1,25.
Решением от 04.10.2005 Арбитражного суда Новосибирской области требования удовлетворены в полном объеме.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции согласился с доводами заявителя о правомерности применения к регулированию спора положений Указа Президента Российской Федерации от 20.04.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера" (далее - Закон N 4520-1); статьи 316 Трудового Кодекса Российской Федерации и Постановления Администрации Новосибирской области от 20.11.1995 N 474 "О введении в действие повышенного районного коэффициента к заработной плате в размере 1,25 на всей территории области, а также обосновал правомерность действий заявителя со ссылкой на письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.01.2001 года N 2510/27-01-32 и Федеральной службы по труду и занятости от 08.08.2005 года N 1284-6-1, которые подтвердили право производить выплату районного коэффициента сотрудникам учреждения здравоохранения, финансируемых из средств федерального бюджета, не ниже уровня, установленного для аналогичных учреждений, финансируемых из местных бюджетов, при этом суд признал, что вышеназванное письмо соответствует статье 84 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Постановлением апелляционной инстанции от 14.03.2006 решение отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФГУ "Сибирский окружной медицинский центр" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, по основанию неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального права.
Отзыва в материалы дела не представлено.
Суд кассационной инстанций в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Контрольно - ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации в Новосибирской области (далее КРУ), проведя в августе 2004 года в Новосибирской клинической больнице ГУ "Сибирский окружной медицинский Центр Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее НКБ), являющейся обособленным подразделением (филиалом) Государственного учреждения "Сибирский окружной медицинский центр Министерства здравоохранения Российской Федерации" (далее ГУ "СОМЦ Минздрава России") составило 20.08.2004 акт, в котором зафиксирована излишне начисленная и выплаченная зарплата в 2003 году сотрудникам больницы всего в сумме 669800 рублей, как оно полагало, за счет применения сверх установленного законодательством районного коэффициента 25 процентов вместо 20 процентов.
По мнению проверяющего органа, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.1995 N 534 "О мерах по решению неотложных проблем стабилизации социально - экономического положения в Новосибирской области" с 01.01.1996 года на территории области районный коэффициент к заработной плате установлен в размере 1,2. Пунктом 17 этого постановления администрации Новосибирской области предоставлено право увеличивать выплаты по районному коэффициенту на 5%, при этом выделение дополнительных ассигнований на эти цели из федерального бюджета данным постановлением не предусмотрено. Постановлением администрации Новосибирской области от 20.11.1995 года N 474 на территории Новосибирской области с 01.01.1996 года установлен повышенный районный коэффициент к заработной плате в размере 1,25. Источник финансирования повышенного районного коэффициента главой администрации не определен.
По результатам проверки руководитель КРУ направил 28.10.2004 в адрес главного врача НКБ ГУ "СОМЦ Минздрава России" Представление N 51-05-23/1343, которым предписано: устранить нарушения; принять меры к их недопустимости в дальнейшем; привлечь к дисциплинарной ответственности виновных лиц; о принятых мерах сообщить в срок до 28.11.2004.
Считая указанное предписание незаконным, жалобе ФГУ "Сибирский окружной медицинский центр" обратилось в арбитражный суд.
Кассационная инстанция, отменяя постановление суда апелляционной инстанции, исходит из установленных обстоятельств по делу и следующих норм права.
Закон Российской Федерации от 19.02.1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера" с 01.02.2002 действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу российской Федерации.
Часть 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1, в которой было предусмотрено, что районный коэффициент устанавливается Верховным Советом РФ по представлению Правительства Российской Федерации, утратила силу в части установления Верховным Советом РФ районного коэффициента, поэтому в соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации в 2003 году районный коэффициент (его размер и порядок выплаты) должен был быть установлен Федеральным законом по представлению Правительства Российской Федерации.
Поскольку Федеральный закон о размере районного коэффициента не был принят, при установлении размера районного коэффициента заявитель правомерно руководствовался Указом Президента РФ от 20.04.1993 года N 468, который имел большую юридическую силу, чем постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.1995 N 534 "О мерах по решению неотложных проблем стабилизации социально - экономического положения в Новосибирской области", устанавливающее на территории области районный коэффициент к заработной плате в размере 1,2. Тем более, что пунктом 17 указанного постановления Правительства Российской Федерации, которое являлось актом специального регулирования администрации Новосибирской области предоставлено право увеличивать выплаты по районному коэффициенту.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 20.04.1993 N 468 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 07.11.1997 года N 1175) Правительству Российской Федерации в качестве первоочередных мероприятий поручено, в том числе, обеспечить выделение средств для труда работников учреждений здравоохранения, госсанэпидслужбы и социальной защиты населения, медицинских образовательных и научных учреждений, финансируемых за счет федерального бюджета, не ниже уровня, установленного для аналогичных учреждений, финансируемых из местных бюджетов.
Постановлением администрации Новосибирской области от 20.11.1995 года N 474 "О введении в действие повышенного районного коэффициента к заработной плате на территории области" с 1 января 1996 года установлен повышенный районный коэффициент к заработной плате в размере 1,25 на всей территории области.
В соответствии со ст. ст. 49, 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам федерального бюджета относились как налоговые доходы, так и неналоговые доходы, а именно доходы от платных услуг, оказанных бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации. Все финансовые ресурсы, использованные бюджетным учреждением при осуществлении деятельности, являлись средствами соответствующего бюджета, в данном случае- средствами федерального бюджета, относительно которых действуют указанные правовые акты Президента и Правительства.
Судом первой инстанции установлено, что в 2003 году НКБ, получив финансирование из федерального бюджета на осуществление расходов по оплате труда в суме 13151600 (тринадцать миллионов сто пятьдесят одна тысяча шестьсот) рублей (отчет об исполнение сметы доходов и расходов по бюджетным средствам Форма 2), направила в соответствии с утвержденной сметой на оплату труда средств по предпринимательской деятельности - 404830 рублей.
Расходы из этих сумм на выплату районного коэффициента в размере 5 % составили- соответственно: за счет бюджетного финансирования 526064 рубля (13151600/1,25 х 0,05); за счет средств предпринимательской деятельности - 16193 рубля (404830/1,25x0,05).
Целевых средств из бюджетов других уровней на расходы по оплате труда в 2003 году не поступало (Раздел 2 Отчета об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам Форма 4), что соответствовало положению статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации о том, что к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета, относится содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.203 года N 85 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" государственные учреждения при осуществлении расходов исходили из утвержденных им лимитов бюджетных обязательств.
Начисление районного коэффициента на заработную плату в размере 1,25 было осуществлено в пределах выделенных лимитов и утвержденных смет, о чем свидетельствует соответствие сумм кассовых и фактических расходов по статье расходы на оплату труда в Форме 2 Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам, и в Форме 4 Отчет об исполнении сметы Доходов и расходов по внебюджетным источникам. Кроме того, в соответствии со строкой 0870 Расчеты по оплате труда (счет 180) отсутствует кредиторская задолженность по заработной плате перед работниками.
В соответствии с нормами вышеуказанных нормативных актов учредитель ГУ "СОМЦ Минздрава России" - Министерство здравоохранения Российской Федерации письмом от 13.01.2001 года N 2510/27-01-32, а также Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации (Роструд) письмом от 08.08.2005 года N 1284-6-1 подтвердили право производить выплату районного коэффициента сотрудникам учреждений здравоохранения, финансируемых из средств федерального бюджета, не ниже уровня, установленного для аналогичных учреждений, финансируемых из местных бюджетов. Данные письма соответствуют статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации, финансируется исключительно из федерального бюджета.
Суд кассационной инстанции при установленных обстоятельствах по данному делу не принимает во внимание вывод суда апелляционной инстанции о том, что постановление Администрации Новосибирской области от 20.11.1995 N 474 нарушает принцип самостоятельности бюджетов, поскольку в нем не определен источник финансирования, оно не оспорено и не признано в установленном порядке незаконным.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает решение арбитражного суда от 17.02.2006 законным и обоснованным, а постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 284 - 286, пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьями 289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление суда апелляционной инстанции от 14.03.2006 по делу N А45- 29705-9/18 Арбитражного суда Новосибирской области отменить.
Решение от 04.10.2005 по данному делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2006.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 июля 2006 г. N Ф04-4456/2006(24464-А45-32)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании