Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 июля 2006 г. N Ф04-4363/2006(24448-А27-13)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июня 2007 г. N Ф04-4363/2006(35206-А27-11)
Управление обратилось с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского района и крестьянскому фермерскому хозяйству Евдокимова Николая Яковлевича о признании недействительным договора купли- продажи земельного участка на торгах в форме аукциона N 10 от 22.02.2005 на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В обоснование исковых требований истец сослался на то, что договор заключен в нарушение пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности на землю".
Определением от 11.01.2006 суд в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену ответчика: Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского района заменен на администрацию Кемеровского района и привлек к участию в деле в качестве третьего лица Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Кемеровский аграрный техникум" (далее - техникум).
Решением от 27.03.2006 в удовлетворении иска отказано. Суд пришел к выводу, что с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140 спорный земельный участок не является федеральной собственностью.
Признал необоснованным довод истца о том, что в соответствии с постановлением N 576 администрация не вправе была распоряжаться земельным участком без решения Минимущества Российской Федерации.
Управление не согласно с решением суда. Считает, что суд применил по делу Постановление Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140 "Об утверждении правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности", которое не подлежало применению. Находит необоснованным вывод суда о том, что земельный участок не является федеральной собственностью.
Настаивает на том, что спорный земельный участок мог быть предоставлен КФХ Евдокимова Н.Я. исключительно в соответствии с решением Минимущества Российской Федерации.
На основании изложенного просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
Ответчик решение находит законным и обоснованным.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция считает, что решение подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, между администрацией Кемеровского района (продавцом) ИКФХ Евдокимова Н.Я. (покупателем) заключен, на основании протокола от 18.02.2005 о проведении торгов, договор купли-продажи земельного участка на торгах в форме аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене продажи от 22.02.2005 N 10, предметом которого являлась продажа земельного участка площадью 16277000 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, ФГОУСПО "Кемеровский аграрный техникум", кадастровый номер 42:04:03: 49 001: 0011, по цене 630 000 руб.
Торги проведены на основании распоряжения главы Кемеровского района "О проведении торгов по продаже земельного участка от 31.12.2004 N 2840-р.
Указанный земельный участок ранее входил в состав земель, принадлежащих техникуму на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Письмами N 52 и N 53 от 03.03.2003 техникум обратился в Минимущество Российской Федерации и администрацию о прекращении права бессрочного пользования земельным участком на площади 182,1 га (чертеж границ приложен), не обрабатываемого в течение трех лет.
Выясняя вопрос о законности отчуждения земельного участка, суд пришел к выводу, что указанный участок не может быть отнесен к федеральной собственности, поскольку в соответствии с Правилами подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности администрация Кемеровского района отказалась согласовать перечень земельных участков, составленный Минимуществом Российской Федерации, куда включен и спорный участок. Минимущество Российской Федерации, получив от администрации перечень несогласованных земельных участков, не оспорило действия администрации, тем самым, по мнению суда, согласилось с администрацией.
Кассационная инстанция находит указанный вывод суда ошибочным.
Постановление Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140 предусматривает процедуру разрешения возникших спорных вопросов при разграничении государственной собственности на землю (согласительные комиссии и суд). В постановлении не содержится положений о том, что отказ органа местного самоуправления согласовать перечень земельных участков автоматически влечет переход их в муниципальную собственность.
Пока процесс разграничения государственной собственности не закончен распоряжение землей должно производиться в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок является незастроенным. Истец ссылается на пункт 5 постановления N 576, согласно которому уполномоченные на распоряжение земельными участками органы могут предоставлять незастроенные земельные участки исключительно в соответствии с решением Минимущества Российской Федерации (его территориальных органов) или уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Суд не согласился с доводом истца, сославшись на то, что в указанном случае речь идет о предоставлении участка на праве бессрочного пользования. Данный мотив не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска. Как было указано выше, суд не учел, что земля не перешла в муниципальную собственность. Вопросы распоряжения, в том числе отчуждения земельных участков, в этом случае подлежат рассмотрению с учетом Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576. Суд по существу не дал оценку законности отчуждения администрацией спорного участка с учетом данного постановления.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исходить из того, что спорный земельный участок не прошел процедуру разграничения государственной собственности на землю и с учетом этого выяснить вопросы, связанные с полномочиями администрации Кемеровского района на отчуждение участка и с соблюдением процедуры продажи.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 27.03.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-42048/05-1 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что спорный земельный участок является незастроенным. Истец ссылается на пункт 5 постановления N 576, согласно которому уполномоченные на распоряжение земельными участками органы могут предоставлять незастроенные земельные участки исключительно в соответствии с решением Минимущества Российской Федерации (его территориальных органов) или уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Суд не согласился с доводом истца, сославшись на то, что в указанном случае речь идет о предоставлении участка на праве бессрочного пользования. Данный мотив не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска. Как было указано выше, суд не учел, что земля не перешла в муниципальную собственность. Вопросы распоряжения, в том числе отчуждения земельных участков, в этом случае подлежат рассмотрению с учетом Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576. Суд по существу не дал оценку законности отчуждения администрацией спорного участка с учетом данного постановления."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 июля 2006 г. N Ф04-4363/2006(24448-А27-13)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании