Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 31 июля 2006 г. N Ф04-4831/2006(25049-А46-33)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Омскшина" (далее - ОАО "Омскшина", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее - налоговая инспекция) от 29.04.2005 N 116 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявленные требования налогоплательщик мотивировал тем, что налоговой инспекцией не верно определена ставка транспортного средства по автомобилю ГАЗ-311000, поскольку согласно паспорту транспортного средства на автомобиле установлен двигатель 100 лошадиных сил, а законом Омской области предусмотрено, что ставка на легковые автомобили с мощностью 100 лошадиных сил включительно составляет 5 руб., то применение налоговой инспекцией налоговой ставки в 10 руб. за одну лошадиную силу мощности двигателя является необоснованным.
По мнению общества, налоговая инспекция при исчислении транспортного налога по транспортным средствам - автомобилям ГАЗ-270500, которые относятся к легковым автомобилям, не верно применила налоговую ставку, предназначенную для налогообложения грузовых автомобилей.
Налоговой инспекцией подано встречное заявление о взыскании с ОАО "Омскшина" налоговых санкций в размере 6591 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.01.2006, оставленным постановлением апелляционной инстанции от 26.04.2006 без изменения, заявленные требования о признании решения налогового органа от 29.04.2005 N 116 недействительным удовлетворены в части взыскания 26605 руб. транспортного налога, 478,88 руб. пеней за его несвоевременную уплату и 5321 руб. штрафа, примененного по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
По встречному требованию налоговой инспекции с ОАО "Омскшина" взыскано в доход бюджета 1270 руб. штрафа за неполную уплату транспортного налога.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, просит состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований, и удовлетворить заявленные требования по встречному заявлению, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Податель кассационной жалобы полагает, что при исчислении транспортного налога за проверяемый период налогоплательщик не правильно применил налоговые ставки.
В нарушение статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации обществом в представленной налоговой декларации не было учтено второе условие определения налоговой ставки по автомобилю ГАЗ-31100, исходя из мощности двигателя, выраженной в киловаттах. По автомобилю ГАЗ-31100 мощность двигателя, выраженная в киловаттах (согласно паспорту транспортного средства) составляет 74 единицы, что в пересчете во внесистемную единицу (лошадиную силу) с использованием переводного коэффициента 1,35962 составляет 100,6 лошадиных сил, т.е. мощность указанного автомобиля составляет свыше 100 лошадиных сил. В отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя более 100 лошадиных сил должна применяться налоговая ставка в 10 рублей за одну лошадиную силу.
Применяя вышеуказанный переводной коэффициент, налоговый орган правомерно руководствовался пунктом 19 раздела 5 Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 "Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации", где указано, что "в случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (киловатт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в киловаттах, на множитель равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 киловатт - 1,35962 лошадиных силы).
Так же считает, что поскольку из имеющихся паспортов транспортных средств судом установлено, что автомобили ГАЗ-270500 относятся к категории "В", в качестве наименования в паспортах транспортных средств указано "Фургон цельнометаллический", то они относятся к грузовым автомобилям, поэтому их следует облагать транспортным налогом как грузовые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно и применить налоговую ставку 10 руб. за 1 лошадиную силу.
В отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителем в судебном заседании, ОАО "Омскшина" считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом декларации по транспортному налогу за 2004 год налоговой инспекцией принято решение от 29.04.2005 N 116 о привлечении ОАО "Омскшина" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 6591 руб., а так же доначислен к уплате в бюджет транспортный налог за проверяемый период в сумме 32955 руб. и пени в сумме 593,18 руб.
Несогласие с указанными действиями налогового органа в части несоответствия оспариваемого решения послужило основанием обществу для обращения с настоящим заявлением в суд.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, где он введен принятым законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Региональным законом определяются конкретные ставки налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты и форма отчетности. Кроме того, субъект Российской Федерации вправе предусмотреть льготы по уплате этого налога и основания для их применения.
Плательщиками транспортного налога согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются физические лица и организации, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Порядок определения налоговой базы в отношении транспортного средства установлен статьей 359 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
В соответствии с положениями статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспортного средства, а также с учетом срока полезного использования.
Кассационная инстанция считает, что, принимая по делу судебные акты, арбитражный суд обеих инстанций обоснованно исходил из того, что нормой права, содержащейся в статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации, установлено, что объектом налогообложения транспортным налогом признаются, в том числе, автомобили, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу данной статьи регистрация транспортного средства в установленном законодательством Российской Федерации порядке является важным условием установления наличия объекта налогообложения и его качественного определения.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения ГИБДД и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (органы гостехнадзора).
При этом подразделения ГИБДД осуществляют регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства (ПТС).
В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" паспорт транспортного средства представляет собой документ, действующий на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении.
Согласно Постановлению Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" паспорт транспортного средства это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей.
Паспорт транспортного средства, в том числе, подтверждает наличие "одобрения типа транспортного средства".
Под типом транспортного средства понимаются транспортные средства, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях.
Приказом МВД РФ, ГТК РФ, Госстандарта РФ от 30.06.1997 N 399/388/195 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1445" утверждено Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, действующее в период выдачи налогоплательщику паспортов транспортных средств.
Из правил, установленных пунктами 1.3 - 1.6. Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, следует, что паспорта выдаются собственникам транспортных средств организациями-изготовителями, таможенными органами и подразделениями Госавтоинспекции.
Организациями-изготовителями паспорта выдаются на транспортные средства и (или) шасси, изготовленные ими после 01.1993 и реализуемые на территории Российской Федерации, при наличии у организаций-изготовителей Одобрения типа транспортного средства на полнокомплектное (конечное) изделие независимо от числа организаций, участвующих в его изготовлении, или при наличии Заключения на шасси, подтверждающих соответствие сертифицированных транспортных средств и (или) шасси установленным требованиям безопасности.
В соответствии с пунктом 2.1.1. Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств при выдаче паспортов организациями-изготовителями, таможенными органами, подразделениями Госавтоинспекции заполняется раздел паспорта, содержащий идентификационные и технические характеристики транспортного средства и (или) шасси, сведения об организации-изготовителе, о наличии Одобрения типа транспортного средства или Заключения на шасси, а также данные о собственнике транспортного средства и (или) шасси и организации, выдавшей паспорт.
С учетом изложенного следует, что полномочиями по отнесению транспортных средств к тому или иному типу транспортных средств наделены организации- изготовители, таможенные органы и подразделения Госавтоинспекции.
Данное отнесение транспортных средств к конкретному типу осуществляется, в частности, организациями-изготовителями транспортных средств на основании процедуры сертификации, проводимой в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 10.06.1993 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг", Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", постановлении Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов".
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Следовательно, в подтверждение своих доводов лица, участвующие в деле, правомочны представлять в качестве доказательств обстоятельств, имеющих значение для дела, основанные на нормах права и достоверных фактах заключения правомочных организаций, в том числе и организаций, наделенных полномочиями по сертификации транспортных средств и по определению типа транспортных средств.
Разрешая вопрос о том, какую налоговую ставку транспортного налога в отношении автомобилей ГАЗ-311000 должен был применить налогоплательщик при исчислении размера налога, судебные инстанции исходили из того, что в соответствии со статьей 2 Закона Омской области от 18.11.2002 N 407-03 "О транспортном налоге" для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (73,55 кВт) включительно налоговая ставка установлена в размере 5,00 руб., для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73, 55 кВт до 110,33 кВт) - 10,00 руб. с каждой лошадиной силы.
Судом установлено, что согласно паспорту транспортного средства, выданного РЭО ГИБДД Октябрьского округа г. Омска 15.10.2004 на легковой автомобиль ГАЗ-311000, государственный номер А428УР, следует, что мощность его двигателя составляет 100 лошадиных сил или 74 киловатт.
Согласно пункту 19 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части 2 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, в случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в киловаттах, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент-1 кВт = 1,35962 лошадиных сил).
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, исходил из того, что поскольку в техническом паспорте уже была указана мощность автомобиля ГАЗ-311000 в лошадиных силах, то налоговый орган неправомерно пересчитал метрические единицы мощности автомобиля (кВт) во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы).
Не согласившись с данными выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции в свою очередь, оставляя решение без изменения, исходил из того, что- по своему смыслу метрические единицы (киловатты) и внесистемные единицы (лошадиные силы) есть две различные качественные характеристики одного и того же показателя - мощность автомобиля. При этом Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, закрепляя в пункте 19 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части 2 Налогового кодекса Российской Федерации правило пересчета киловатт в лошадиные силы, преследовало цель упорядочения налоговых отношений на тот случай, если в технической документации не окажется указания на мощность автомобиля, выраженную именно в лошадиных силах, необходимую в соответствии со статьей 359 Налогового кодекса Российской Федерации для определения налоговой базы по транспортному налогу.
В том же случае, если техническая документация содержит обе качественные характеристики мощности транспортного средства, то при умножении на переводной коэффициент метрические единицы должны соответствовать внесистемным единицам.
В данном случае при пересчете мощности двигателя автомобиля ГАЗ-311000 (госномер А428УР) из метрических единиц (74*1,35962) получается 100,61188 лошадиных сил, в связи с чем, по мнению налогового органа, в данном случае подлежит применению налоговая ставка 10 руб. 00 коп.
Однако технический паспорт также содержит указание на мощность двигателя 100 лошадиных сил, из чего налогоплательщик руководствовался налоговой ставкой 5 руб. 00 коп. за лошадиную силу.
Кассационная инстанция соглашается с правовой позицией арбитражного суда и поддерживает его вывод о том, что совершенно очевидно, что технический паспорт на автомобиль ГАЗ-311000 (государственный номер А 428УР) содержит ошибку (противоречие) в указании мощности транспортного средства, причем не представляется возможным установить, в метрических единицах (74 кВт) или во внесистемных единицах (100 лошадиных сил) допущена ошибка (противоречие) при оформлении паспорта.
При таких обстоятельствах, признавая оспариваемое решение налоговой инспекции от 29.04.2005 N 116 в части доначисления транспортного налога, соответствующих сумм пени и налоговой санкции недействительным, арбитражный обоснованно руководствовался пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в данном случае имеет место неустранимая неясность законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, в технической документации в части того, какую ставку транспортного налога следует применять в случае, если данные о мощности двигателя транспортного средства, указанные в лошадиных силах, противоречат данным о мощности двигателя, указанным в киловаттах.
Суд кассационной инстанции также считает необходимым отметить, что выводы Арбитражного суда Омской области соответствуют указаниям, содержащимся в примечании к пункту 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии", из смысла которых следует, что при определении мощности двигателя транспортного средства используются данные паспорта транспортного средства или свидетельства о регистрации транспортного средства. Пересчет мощности двигателя, указанной в паспорте транспортного средства в киловаттах, в лошадиные силы с использованием соотношения 1 кВт = 1,35962 лошадиной силы производится при отсутствии указания мощности двигателя транспортного средства, выраженного в лошадиных силах.
Основанием для доначисления ОАО "Омскшина" за проверяемый период 1500 руб. транспортного налога, соответствующих сумм пеней и штрафа налоговая инспекция посчитала то обстоятельство, что налогоплательщик неверно определил тип транспортных средств в отношении автомобилей ГАЗ-270500 (три автомобиля) как легковых автомобилей и, соответственно, неправильно применена налоговая ставка 5 руб., вместо положенных за грузовые автомобили 10 руб. за одну лошадиную силу мощности.
Удовлетворяя заявленные обществом требования в данной части, арбитражный суд исходил из того, что технические паспорта на транспортные средства ГАЗ-270500 (государственный номер А553НК), ГАЗ-270500 (государственный номер А324ОС), ГАЗ-270500 (государственный номер А266ТУ) были выданы 25.05.1996, 06.12.1996 и 22.05.1997 соответственно, то есть в период действия Положения о паспорте транспортного средства, утвержденного Приказом Министерства Внутренних Дел Российской Федерации от 28.07.1993 N 354.
Судом установлено, что согласно паспортам транспортных средств автомобили марки ГАЗ-270500 отнесены к категории "В", в качестве типа транспортного средства указано "фургон цельнометаллический".
Установив, что автомобили категории "В" могут относиться как к легковым, так и к грузовым транспортным средствам, что согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 наименование "фургон" упоминается как по классу легковых, так и грузовых автомобилей, в отдельно выделенном классе транспортных средств "автомобили фургоны со специализированными кузовами", а также по классу "прицепы и полуприцепы", отметив, что законодательство о налогах и сборах не содержит достаточной ясности, к какой категории транспортных средств отнести автомобили марки ГАЗ-270500, сославшись на норму пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, по мнению кассационной инстанции, пришел к правильному выводу об обоснованном применение налогоплательщиком в отношении спорных автомобилей налоговой ставки 5 руб. за одну лошадиную силу мощности двигателя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Кассационная инстанция считает, что, налоговая инспекция в нарушение требований статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила надлежащих доказательств, в том числе документов, относящихся к сертификации автомобилей ГАЗ-270500, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки транспортного налога в 10 руб. за одну лошадиную силу мощности двигателя.
Кассационная жалоба во многом повторяет доводы апелляционной жалобы, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанции, основанных на правильном толковании норм материального права, у кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы нельзя признать состоятельными, так как они опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо нарушений норм процессуального или материального права, влекущих отмену или изменение принятых по делу решения и постановления, судом не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 26.01.2006 и постановление апелляционной инстанции от 26.04.2006 Арбитражного суда Омской области по делу N 11-534/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 июля 2006 г. N Ф04-4831/2006(25049-А46-33)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании