Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 августа 2006 г. N Ф04-5216/2006(25465-А27-16)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) торговая фирма "Гарант" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Кемеровской области от 21.09.2005 (далее - налоговая инспекция) "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов" и обязании произвести спорную государственную регистрацию.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что все необходимые документы для государственной регистрации изменений в Едином государственном реестре юридических лиц о руководителе юридического лица им были представлены. Закон не содержит основание для отказа, как ввиду подписания заявления неуполномоченным лицом.
Определением от 13.03.2006 суд объединил в одно производство данное дело и дело N А27-34178/2005-5 по заявлению участника общества Т., оспаривающей то же решение налогового органа.
Решением, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции, исковые требования удовлетворены.
Суд пришел к выводу, что заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменения в сведения о юридическом лице было подписано уполномоченным лицом.
В кассационной жалобе инспекция просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить и в удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению заявителя, если в регистрирующий орган представлено заявление по форме N Р14001, подписанное неуполномоченным лицом, сведения о котором не содержатся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе вынести решение об отказе по причине непредставления документа (заявления). Нормы Закона о регистрации не содержат запрет осуществлять вновь избранному руководителю юридического лица руководство финансово-хозяйственной деятельностью общества, не лишают его возможности обязать прежнего руководителя произвести регистрацию сведений в установленном законом порядке.
Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно по материалам дела и установлено судом, согласно протоколу внеочередного общего собрания участников ООО торговая фирма "Гарант" от 14.09.2005 решением общего собрания прекращены полномочия директора общества Г. и новым директором избрана Т.
Т. обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, а именно, о внесении изменений о руководителе юридического лица.
21.09.2005 налоговой инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации названных изменений. Основанием отказа явилось непредставление заявления по установленной форме N Р14001, ввиду его подписания неуполномоченным лицом.
Считая вынесенное решение незаконным, ООО торговая фирма "Гарант" и Т. обратились в арбитражный суд с заявлениями.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения вынесенное по делу решение, исходит из установленных материалами дела обстоятельств и следующих норм материального права.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" представление документов для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 и от 26.02.2004 N 110).
Формой заявления Р14001, утвержденной указанным Постановлением, не предусмотрено требование о подписании такого заявления лицом, сведения о котором содержатся в едином государственном реестре юридических лиц.
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) сведения о единоличном исполнительном органе обществ с ограниченной ответственностью содержатся в государственном реестре.
При смене единоличного исполнительного органа соответствующие изменения подлежат внесению в государственный реестр в силу пункта 2 статьи 17 Закона о регистрации на основании представленного в регистрирующий орган заявления. Согласно пункту 1 статьи 9 этого Закона такое заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица.
В случае подачи заявления об изменении сведений о единоличном исполнительном органе общества с ограниченной ответственностью новые сведения всегда отличаются от данных государственного реестра, а само обращение общества в регистрирующий орган вызвано необходимостью устранить это несоответствие.
При этом пункт 1 статьи 9 Закона о регистрации к числу заявителей относит руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица.
Рассмотрение вопросов об образовании единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью и досрочном прекращении его полномочий согласно пункту 3 статьи 91 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 33 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества.
Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений.
Поэтому с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу пункта 3 статьи 40 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе (генеральном директоре).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, согласно протоколу внеочередного общего собрания участников ООО торговая фирма "Гарант" При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Нет оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 16.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 12.05.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-28470/05-1 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 августа 2006 г. N Ф04-5216/2006(25465-А27-16)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании