Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 июня 2006 г. N Ф04-3270/2006(23126-А27-31)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "НПО "Гидроуголь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Кемеровской области (далее - Инспекция) от 19.08.2005 N 899 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых за 2003, 2004 годы в сумме 843 792 руб., начисления пени - 9 283, 98 руб., и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в размере 168 758 руб.
Решением арбитражного суда от 18.01.2006 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, не соглашаясь с принятым по делу решением, просит его отменить в части признания незаконным доначисления по налогу на добычу полезных ископаемых за 2003 год по эксплуатационным потерям в размере 100 536 руб., штрафа за неполную уплату указанного налога за 2003 год в размере 20 107 руб. и пени в установленном размере и принять новый судебный акт.
Обосновывая доводы жалобы, заявитель указывает, что Обществом при ежегодном проектировании планов развития горных работ на 2003 год нормативы потерь согласованы с Кузнецким управлением Госгортехнадзора России, а в Министерстве природных ресурсов России не утверждены. Полагает, что применение льготы в виде налогообложения по нулевой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых возможно только в пределах нормативов потерь, рассчитанных по конкретным местам образования потерь и уточненных при разработке ежегодных программ работ, согласованных с Федеральным горным и промышленным надзором России и утвержденных Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, опровергая доводы кассационной жалобы, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал свои доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, решением Инспекции от 19.08.2005 N 899 Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 168 858 руб. за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых за 2003, 2004 годы. Кроме того, указанным решением Обществу было предложено уплатить 843 792 руб. налога на добычу полезных ископаемых и 9 283, 98 руб. пени.
Основанием для доначисления налога на добычу полезных ископаемых в размере 843 792 руб. послужило неправомерное, по мнению налогового органа, применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов при исчислении налога при отсутствии нормативов потерь, утвержденных в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Не согласившись с указанным решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требование заявителя, принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке ноль процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 утверждены Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации.
В силу пункта 3 данных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году.
Уточненные нормативы потерь утверждаются в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящих Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых.
До принятия Правительством Российской Федерации Постановления от 29.12.2001 N 921 применялась Инструкция по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденная Постановлением Госгортехнадзора России от 24.11.1999 N 85 (действующая по настоящее время), предусматривающая утверждение нормативов потерь и уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых территориальными органами Госгортехнадзора России в составе годовых планов развития горных работ.
Установив при рассмотрении спора, что нормативы потерь полезных ископаемых на 2003 и 2004 годы согласованы Обществом с территориальным органом Госгортехнадзора, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что предприятие не может быть лишено права на льготное налогообложение по подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии нормативов потерь, утвержденных в прежнем порядке, поскольку законодатель ограничивает лишь пределы применения льготы, а не само право на применение налоговой ставки 0 процентов.
Кассационная инстанция поддерживает вывод суда о том, что Правилами утверждения нормативов потерь, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 921, не установлены сроки утверждения, порядок направления их на согласование и другие существенные условия действия нормативов потерь.
Более того, из решения налогового органа следует, что установленные для налогоплательщика нормативы потерь при добыче угля направлялись для утверждения в Министерство природных ресурсов России.
Поскольку налоговый орган в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств того, что в 2003 и 2004 годах Министерством природных ресурсов Российской Федерации регламентирован порядок рассмотрения и определения указанных нормативов, оснований для привлечения к налоговой ответственности в силу требований статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации у налогового органа не имелось.
Кроме того, арбитражным судом установлено, что при определении количества добытого полезного ископаемого налоговым органом не соблюден порядок определения размера фактических потерь, установленных пунктом 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации.
Также суд указал, что из решения налогового органа не ясно, каким образом исчислено количество добытого полезного ископаемого.
При определении фактических общешахтных потерь и потерь из-за геологических нарушений согласно пунктам 3.5, 3.6 Инструкции по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче, утвержденной первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации 11.03.1996, общешахтные потери и потери из-за геологических нарушений не нормируются и переводятся в фактические потери в том отчетном периоде, в котором заканчиваются подходы к ним.
Проанализировав ненормативный акт налогового органа, суд указал, что в решении Инспекции не нашли отражения обстоятельства о фактических потерях при добыче угля, которые участвуют при расчете количества добытого полезного ископаемого.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
Решение от 18.01.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-32236/2005-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июня 2006 г. N Ф04-3270/2006(23126-А27-31)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании