Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 августа 2006 г. N Ф04-5511/2006(25669-А27-40)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Прокопьевская горэлектросеть" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области, город Прокопьевск, (далее - Инспекция) о признании недействительными требования от 11.08.2005 N 123551, решения от 23.09.2005 N 20378; признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в выставлении инкассовых поручений от 23.09.2005 N 66276 - N 66282 на общую сумму 171 821,49 руб. и обязании Инспекции вернуть из бюджета излишне взысканные налог и пени в сумме 171 821,49 руб., а также проценты в размере 1 923,45 руб. (заявленные требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением от 27.03.2006 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.05.2006, требования Общества удовлетворены частично: признаны недействительными оспариваемое требование от 11.08.2005 N 123551 в части пени в размере 5 951,49 руб. и решение от 23.09.2005 N 20378; признаны незаконными действия налогового органа, выразившиеся в выставлении инкассовых поручений от 23.09.2005 N 66276 - N 66282 на общую сумму 171 821,49 руб.; суд обязал Инспекцию вернуть из бюджета излишне взысканные налог и пени в сумме 171 821,49 руб., а также проценты в размере 1 923,45 руб.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит вынесенные по делу судебные акты отменить и принять новое решение. Отзыв на кассационную жалобу Обществом не представлен.
Судом и материалами дела установлено следующее.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 16.08.2004 по делу N 27- 802/2004-4 Общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Определением суда от 18.08.2005 срок конкурсного производства продлен до 20.02.2006.
Инспекцией в адрес Общества было направлено требование от 11.08.2005 N 123551 об уплате недоимки по налогу на прибыль в общей сумме 383 823 руб. (срок уплаты 29.03.2004), по налогу на имущество в сумме 25 136 руб. (срок уплаты 01.08.2005) и задолженности по пени по ряду налогов в общей сумме 5 951,49 руб. (срок уплаты 01.08.2005 и 10.08.2005).
Поскольку в добровольном порядке данное требование исполнено не было, Инспекция на основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) приняла решение от 23.09.2005 N 20387 о принудительном взыскании недоимки по налогу и пени в общей сумме 171 821,49 руб. за счет денежных средств Общества на счетах в банке. Инкассовыми поручениями N 66276 - N 66282 от 23.09.2005 указанная задолженность была списана.
Общество считая, что действия и ненормативные акты Инспекции нарушают Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), обратилось с настоящим заявлением в суд.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены решения и постановления суда.
Статьей 5 Закона о банкротстве определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Закона о банкротстве), однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 этого Закона требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Как следует из материалов дела, требование об уплате налогов и пени было выставлено 11.08.2005, то есть в рамках процедуры конкурсного производства: оспариваемое решение от 23.09.2005 N 20387 о взыскании задолженности по налогам и пени за счет денежных средств налогоплательщика и инкассовые поручения от 23.09.2005 также выставлены после введения процедуры конкурсного производства.
При указанных обстоятельствах кассационная инстанция соглашается с выводом суда, что вопрос о взыскании с Общества налогов должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, поскольку взыскание Инспекцией задолженности в порядке статьи 46, 47 НК РФ нарушает принципы очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов, установленные законодательством о банкротстве.
Кассационная инстанция также поддерживает вывод суда, основанный на положениях пункта 4 статьи 79 НК РФ, о правомерности заявленного Обществом требования о возвращении излишне взысканного налога с начислением на данную сумму процентов.
Кроме того, судом сделан правильный вывод о неправомерности начисления пеней в размере 5 951, 49 руб. на сумму задолженности, образовавшейся с момента открытия конкурсного производства, поскольку пунктом 1 статьи 126 Закона о банкротстве установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
На основании изложенного суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов арбитражного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
Решение от 27.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 26.05.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4195 8/2005-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 августа 2006 г. N Ф04-5511/2006(25669-А27-40)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании