Московский городской суд в составе председательствующего судьи Артемова С.А., при помощнике судьи Гвоздевой И.В., с участием прокурора апелляционного отдела уголовно - судебного управления прокуратуры города Москвы Сурикова А.С., защитника - адвоката Шлиончака Р.В., представившего ордер и удостоверение, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу защитника - адвоката Емельянова С.С., на постановление Зюзинского районного суда города Москвы от 3 июня 2024 года, которым
***, обвиняемый в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ, помещен в психиатрический стационар психиатрической клинической больницы N 1 ДЗМ им.Н.А. Алексеева, для производства стационарной судебной психолого-психиатрической экспертизы, изложив содержание обжалуемого постановления и доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение участников процесса: защитника - адвоката Шлиончака Р.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Сурикова А.С, просившего постановление суда оставить без изменения, суд апелляционной инстанции,
УСТАНОВИЛ:
8 апреля 2024 года следователем Зюзинского МРСО СУ по ЮЗАО ГСУ СК России по городу Москве возбуждено уголовное дело N 12402450037000038 по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ в отношении
***.
17 апреля 2024 года
*** предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ, 23 апреля 2024 года в отношении него избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
17 апреля 2024 года
*** была проведена амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза, по результатам которой состояние
*** достоверно установить не представилось возможным и было рекомендовано проведение стационарной судебной психолого-психиатрической экспертизы.
Следователь, с согласия руководителя следственного органа, обратился в суд с ходатайством о помещении обвиняемого
*** в психиатрический стационар для производства стационарной судебной психолого-психиатрической экспертизы.
Постановлением суда от 3 июня 2024 года заявленное ходатайство удовлетворено.
Адвокат Емельянов С.С. в своей апелляционной жалобе просит постановление отменить. Указывает, что постановление является незаконным, поскольку судом при его вынесении не было учтено, что сообщение от 17 апреля 2024 года о том, что рекомендуется проведение стационарной экспертизы чем-либо не подкреплено, и не представлено каких-либо гарантий, что стационарная экспертиза даст какой-либо результат. Следователь обратился с ходатайством о проведении стационарной экспертизы только спустя 1, 5 месяца после получения соответствующего сообщения. Обжалуемые постановление и ходатайство следователя основаны на предположениях, и при таких обстоятельствах нарушаются права
***.
Суд апелляционной инстанции, заслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 203 УПК РФ если при назначении или производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы возникает необходимость в стационарном обследовании подозреваемого или обвиняемого, то он может быть помещен в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.
Подозреваемый или обвиняемый, не содержащийся под стражей, помещается в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 УПК РФ.
Принимая решение по ходатайству следователя, суд строго руководствовался требованиями уголовно-процессуального закона, определяющими основания и порядок помещения подозреваемого в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.
Выводы суда первой инстанции о необходимости помещения
*** в психиатрический стационар психиатрической клинической больницы N 1 ДЗМ им.Н.А. Алексеева, для производства стационарной судебной психолого-психиатрической экспертизы, в постановлении с достаточной полнотой мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным в судебном заседании. Суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с убедительными выводами суда первой инстанции.
Суд учел, что в судебное заседание было представлено отвечающее требованиям закона ходатайство следователя, в чьем производстве находится уголовное дело, заявленное с согласия руководителя следственного органа, которое обоснованно объективными данными, подтверждающими необходимость стационарного обследования подозреваемого для решения поставленных перед экспертами вопросов и его психическом состоянии, которое необходимо определить, так как возникли сомнения в его вменяемости.
Документы в обоснование ходатайства приложены в объеме, достаточном для принятия решения по существу, в том числе, имеется постановление о назначении по уголовному делу стационарной комплексной психолого-психиатрической экспертизы, в котором следователем мотивирована необходимость такого процессуального действия.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что представленное в материале письменное сообщение о невозможности дать заключение в амбулаторных условиях выполнено квалифицированными экспертами, имеющими необходимые образование и стаж работы, и основании сомневаться в их компетентности не имеется.
Таким образом, вопреки доводам жалобы нарушений прав подозреваемого, которые могли бы повлиять на вынесение законного и обоснованного постановления, по делу не допущено, а несогласие подозреваемого и его защитника с выводами суда об удовлетворении ходатайства следователя само по себе не свидетельствует о незаконности вынесенного постановления.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" N 73-ФЗ от 31 мая 2001 года, лицо может быть госпитализировано в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на срок до 30 дней. И в случае необходимости по мотивированному ходатайству комиссии экспертов этот срок может быть продлен судом еще на 30 дней. Срок госпитализации необходимо исчислять с момента помещения подозреваемого в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает необходимым постановление суда уточнить, внести в резолютивную часть постановления указание на помещение обвиняемого
*** в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, на срок до 30 дней, с момента помещения его в медицинскую организацию.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Зюзинского районного суда города Москвы от 3 июня 2024 года о помещении
*** в психиатрический стационар психиатрической клинической больницы N 1 ДЗМ им. Н.А. Алексеева, для производства стационарной судебной психолого-психиатрической экспертизы изменить:
- уточнить в резолютивной части постановления, что обвиняемый
*** помещен в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства судебно-психиатрической экспертизы на срок до 30 дней, который исчисляется с момента помещения
*** в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.
В остальной части, это же постановление оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 47.1 УПК РФ.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд апелляционной инстанции подтвердил законность помещения обвиняемого в психиатрический стационар для стационарной судебной психолого-психиатрической экспертизы, отметив, что решение первой инстанции обосновано необходимостью уточнения состояния обвиняемого и соответствовало требованиям уголовно-процессуального законодательства. Постановление изменено с указанием срока госпитализации до 30 дней с момента помещения.