Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 сентября 2006 г. N Ф04-6063/2006(26538-А75-6)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Ойл Технолоджи Оверсиз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Когалыму, Ханты-Мансийскому автономному округу, (далее - налоговый орган) о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в отказе возвратить излишне уплаченную сумму страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере Х ХХХ ХХХ,ХХ руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 18.04.2006 заявленные обществом требования удовлетворены, признано незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в отказе возвратить излишне уплаченную сумму страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере ХХ ХХХ ХХХ,ХХ руб.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение арбитражного суда в связи с неправильным применением норм материального права, указывая, что суд неправомерно возложил на него обязательства, не закрепленные действующим законодательством.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в соответствии с требованиями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения арбитражного суда, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество в связи с ошибочной уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (по месту нахождения филиала) обратилось в налоговый орган с письмом от 02.02.2006 о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере Х ХХХ ХХХ,ХХ руб.
Налоговый орган письмом N 417 от 03.02.2006 отказал в возврате излишне уплаченных страховых взносов, ссылаясь на отсутствие правовых оснований.
Считая данный отказ незаконным, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Обязывая налоговый орган возвратить обществу сумму излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, арбитражный суд принял законное и обоснованное решение.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
В соответствии с положениями статьи 25 Закона N 167-ФЗ, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрено право пенсионного органа осуществлять возврат страховых взносов страхователям лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
Иных полномочий органов Пенсионного фонда Российской Федерации по возврату (зачету) страховых взносов законодательно не установлено.
Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения пунктов 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, федеральные органы государственной власти (их территориальные органы) наделяются полномочиями администратора доходов бюджетов в соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений и распоряжений вновь утвержденных администраторов поступлений в бюджет о возврате денежных средств плательщику.
Поскольку администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, возврат (зачет) ошибочно уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации может осуществляться налоговыми органами в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. В данном случае у налогового органа отсутствовали основания для отказа в проведении возврата.
Нарушений норм материального права, а также процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 18.04.2006 по делу N А75-1975/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 сентября 2006 г. N Ф04-6063/2006(26538-А75-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании