Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 октября 2006 г. N Ф04-6179/2006(26651-А27-25)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Объединенная угольная компания "Южкузбассуголь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования, филиал N 11, г. Новокузнецк (далее - ГУ КРО ФСС Российской Федерации) о признании недействительным решения от 17.10.2005 N 117н/с о привлечении к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением арбитражного суда от 30.03.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.06.2006, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ГУ КРО ФСС Российской Федерации просит принятые по делу судебные акты отменить, передать дело на новое рассмотрение этого же суда. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права.
Представитель заявителя просит судебные акты оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции, изучив доводы жалобы, отзыва, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки в отношении ОАО "Объединенная Угольная компания "Южкузбассуголь" (филиал "Шахта Есаульская") за период с 01.01.2003 по 31.12.2004, филиалом N 11 ГУ КРО ФСС Российской Федерации составлен акт N 23Он от 26.09.2005 и вынесено решение от 17.10.2005 N 117н/с о привлечении к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 223 800 рублей.
Указанным решением Обществу также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 986 649 руб. и пени - 188 482 руб.
Основанием для вынесения данного решения явилось, по мнению ГУ КРО ФСС Российской Федерации (филиал N 11), занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования, а именно: не начисление Обществом страховых взносов со следующих выплат:- денежные компенсации взамен молока; -приобретение билетов в цирк; -премия за выдающиеся трудовые результаты; -оплата абонементов в бассейн; -поощрительная премия; -проезд к месту отдыха и обратно в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;- командировочные расходы сверх норм установленных законодательством Российской Федерации; - единовременное поощрение (подарки) за трудовые результаты; -расходы на платное обучение работников; -компенсации за неиспользованный отпуск работникам; - единовременная помощь при рождении ребенка; -единовременное вознаграждение к юбилейной дате: 50, 55 и 60 лет; -премия к профессиональному празднику.
При этом ГУ КРО ФСС Российской Федерации в решении сослался на Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-Ф3 "Об основах обязательного социального страхования", Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-Ф 3 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 "Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Федеральный закон от 11.02.2002 N 17-Ф 3 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", Федеральный закон от 08.02.2003 N 25- Ф 3 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год".
Не согласившись с решением ГУ КРО ФСС Российской Федерации от 17.10.2005 N 117 н/с о привлечении к ответственности Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, считая, что указанные выплаты не связаны с исполнением работником трудовых обязанностей и производились за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд пришел к выводу о том, что спорные единовременные выплаты не входят в систему оплаты труда работников, и не относятся к выплатам на которые начисляются страховые взносы, кроме того, на данные выплаты социального характера использовалась чистая прибыль предприятия.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 125- Ф 3 от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы - обязательные платежи по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.
В силу статьи 5 названного Закона обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.
В соответствии с пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Исходя из анализа указанных выше норм, арбитражный суд правильно признал, что базой для начисления взносов в ФСС Российской Федерации являются выплаты, начисленные за определенный трудовой результат. Тарифы страховых взносов устанавливаются для работодателей на выплаты, начисленные работникам, соответственно, выплаты, не включенные в фонд оплаты труда работников, не облагаются взносами в ФСС.
При этом, перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 и устанавливает исключение не из любых выплат, полученных работником, а только из выплат, начисленных работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, арбитражный суд установил, что спорные выплаты по своему содержанию не являются выплатами в связи с исполнением работниками трудовых обязанностей, то есть не включаются в фонд оплаты труда работников Общества, а являются единовременными выплатами социального характера, предусмотренными Территориальным соглашением на 2003-2006 годы, коллективным договором филиала "Шахта Есаульская" ОАО "Объединенная Угольная компания "Южкузбассуголь" на 2004- 2006 годы, приказом Общества N 31 от 12.03.2003.
Доказательств того, что спорные суммы выплат включались Обществом в состав затрат по оплате труда, в силу требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ГУ КРО ФСС Российской Федерации не представлено. Как усматривается из материалов дела, и о чем указано арбитражным судом, представленные отчеты о прибылях и убытках Общества за 2003 и 2004 годы свидетельствуют о том, что на выплату спорных сумм Обществом использовалась чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия.
Таким образом доводы кассационной жалобы относительно необходимости начисления Обществом страховых взносов на указанные выше спорные суммы единовременных выплат, подлежат отклонению.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции считает ошибочными выводы арбитражного суда относительно неправомерного начисления страховых взносов на денежную компенсацию за неиспользованный отпуск лицам, состоящим со страхователям в трудовых отношениях.
Признавая незаконным оспариваемое заявителем решение в данной части, арбитражный суд не учел следующее.
Трудовой кодекс Российской Федерации выделяет два вида компенсационных выплат.
Исходя из статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Второй вид компенсационных выплат определен статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.
При этом компенсации в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Поскольку выплаты денежных компенсаций за неиспользованный отпуск работникам полностью соответствуют критерию компенсационных выплат в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, то данные выплаты являются составной частью заработной платы.
В силу требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял решение.
Учитывая то, что оспариваемое заявителем решение ГУ КРО ФСС Российской Федерации, как обоснованно отмечено арбитражным судом, в нарушение требований статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит ссылок на фактические обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены в ходе документальной проверки, а также документы и иные сведения, которые подтверждают фактические обстоятельства, оснований для признания законным решения в данной части также не имеется.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 02.10.2006 до 9 час.30 мин.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области отЗО.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 06.06.2006 по делу N А27-2425/06-05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 октября 2006 г. N Ф04-6179/2006(26651-А27-25)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании