Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 октября 2006 г. N Ф04-6311/2006(26843-А45-31)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Альбумин" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконными действия заместителя руководителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска советника налоговой службы РФ II ранга Т., выразившегося в направлении письма от 08.12.2005 N ТТ-09-31/29508, сообщающего об отсутствии оснований для перерасчета пени путем уменьшения суммы излишне начисленной пени по единому социальному налогу и взносам в социальные внебюджетные фонды, а также взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, бездействия должностных лиц Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска (далее - Инспекция), выразившегося в невынесении решения в отношении Общества о зачете в счет имеющейся у ОАО "Альбумин" недоимки излишне уплаченной Обществом пени по единому социальному налогу, а также взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - УПФ РФ), а также об обязании Инспекции произвести перерасчет пени путем уменьшения суммы излишне начисленной пени по единому социальному налогу и взносам в социальные внебюджетные фонды, а также по взносам в УПФ РФ на сумму ХХХ руб.; вынести решение о зачете в счет имеющейся у Общества излишне уплаченной ОАО "Альбумин" пени по единому социальному налогу, а также взносам в УПФ РФ в сумме ХХХ руб.
Решением арбитражного суда от 26.06.2006 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, полагая, что судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального права, просит отменить решение суда, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, начисление пени за неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы авансовых платежей по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование производится с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж, за каждый месяц налогового периода.
В отзыве на кассационную жалобу Общество считает, что решение суда вынесено в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а доводы Инспекции, приведенные в кассационной жалобе, необоснованны, просит оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал свои доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что в 2005 году Обществом была проведена сверка данных по начислению и уплате единого социального налога и взносов в социальные внебюджетные фонды, а также обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с данными Инспекции, содержащимися в Актах сверки за период с 2002 по 2005 годы, а также Выписке из лицевого счета за период с 01.01.2003 по 04.04.2005 по состоянию расчетов на 05.04.2005. По результатам сверки Общество пришло к выводу об излишне уплаченной пени по ЕСН в размере ХХХ руб., а также излишне начисленной пени в размере ХХХ руб.
Общество обратилось в Инспекцию с заявлением от 13.09.2005 о зачете в порядке пункта 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченной пени в счет имеющейся у Общества недоимки, а также просило произвести перерасчет излишне начисленной пени по ЕСН и взносам в социальные внебюджетные фонды, а также взносам в УПФ РФ за период с 2002 по 2004 годы.
В ответ на указанное заявление Инспекцией было направлено Обществу письмо от 08.12.2005 N ТТ-09-31/29508, в котором сообщалось, что начисление пени за неуплаченное (не полностью уплаченные) суммы авансовых платежей по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование производится с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж, за каждый месяц налогового периода.
Поскольку должностные лица Инспекции в установленном законом порядке не вынесли решения в отношении Общества о зачете излишне уплаченной Обществом пени по единому социальному налогу, а также взносам в УПФ Российской Федерации, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования заявителя, принял законный и обоснованный судебный акт. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно положениям статьи 52, пункта 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот, налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи.
Статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии со статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса. В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.
Поскольку законодателем определено, что по итогам отчетного периода сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, ежемесячные авансовые платежи не могут квалифицироваться в качестве налогов (страховых взносов), несвоевременная уплата которых влечет начисление пеней в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что пени начисляются на задолженность по авансовым платежам, сложившуюся по итогам отчетного периода, признав начисление пени, исходя из не уплаченных налогоплательщиком сумм ежемесячных авансовых платежей, противоречащим налоговому законодательству.
Таким образом, выводы, изложенные в решении арбитражного суда, соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Оснований для переоценки выводов суда кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 26.06.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-8175/06-23/195 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 октября 2006 г. N Ф04-6311/2006(26843-А45-31)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании