Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Жолудовой Т.В.
и судей Заскалько О.В, Рачиной К.А, при ведении протокола судебного заседания секретарем Гавриленко К.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика филиала N 2 ОСФР по Москве и Московской области Горина М.Р. на решение Кунцевского районного суда города Москвы от 14 августа 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать решение Филиала N 2 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области от 20.10.2022 незаконным.
Включить в стаж работы Левшиной Е. С. периоды с *** по ***, *** по ***, *** по ***.
Обязать филиал N 2 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области назначить Левшиной Е. С.досрочную пенсию о, со дня обращения за пенсией с 20.10.22.
В остальной части иска отказать.;
УСТАНОВИЛА:
Левшина Е.С. обратилась в суд с иском к ответчику филиал N 2 ОСФР по Москве и Московской области, просила признать право на досрочное назначение пенсии согласно пп. 20 ст. 30 закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения - 20.10.2022, включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии согласно п.п. 20 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следующие периоды:
период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет во время прохождения военной службы в войсковой части 92637 в должности операционной сестры отделения анестезиологии и реанимации в календарном исчислении:
-с *** по ***;
периоды прохождения военной службы в войсковой части 92637 в должности операционной сестры отделения анестезиологии и реанимации в календарном исчислении:
-с *** по ***;
-с *** по ***;
периоды работы в должности операционной медицинской сестры хирургического отделения филиала N 3 ФГКУ "1586 ВКГ" Минобороны России в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев:
-с *** по ***;
-с *** по ***;
-с *** по ***;
- назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения - с 20.10.2022.
В обоснование заявленных требований истец Левшина Е.С. указала, что 20.10.2022 она обратилась в ГУ-УПФР N 20 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости как медицинскому работнику, поскольку она осуществляет трудовую деятельность в органах государственной системы здравоохранения с 1990 года и полагала, что у нее имелась требуемая величина специального стажа в 30 лет.
25.10.2022 ответчиком вынесено решение об отказе в установлении пенсии по причине отсутствия у истца требуемой величины специального стажа. Определенный ответчиком специальный стаж составляет 27 лет 6 месяцев 0 дней.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагая возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Левшиной Е.С, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, имеются.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что что 20.10.2022 Левшина Е. С. (до вступления в брак - Митерина Е.С.), обратилась в ГУ-УПФР N 20 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости как медицинскому работнику, поскольку она осуществляет трудовую деятельность в органах государственной системы здравоохранения с 1990 года и у нее имелась требуемая величина специального стажа в 30 лет.
25.10.2022 ответчиком принято решение об отказе в установлении пенсии по причине отсутствия у истца требуемой величины специального стажа. Определенный ответчиком специальный стаж составляет 27 лет 6 месяцев 0 дней.
В специальный стаж истца не был включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет во время прохождения военной службы в войсковой части 92637 в должности операционной сестры отделения анестезиологии и реанимации в календарном исчислении с 04.10.1995 по 10.01.1997г.г.
Сыну истца - Левшину Д.С, *** года рождения, исполнилось 1, 5 года ***.
Разрешая спор и приходя к выводу об удовлетворении требования о включении в трудовой стаж Левшиной Е.С. периода осуществления ею трудовой деятельности и нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1, 5 лет, то есть с *** по***, суд первой инстанции сослался на положения п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и исходил из того, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
С выводом суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку общий страховой (трудовой) стаж, о дополнении которого суд принял решение, предметом спора не являлся. Истцом заявлено требование о включении периода ухода за ребенком в стаж, дающий право на льготы для досрочного назначения пенсии, в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Заявленное истцом требование удовлетворению не подлежит, поскольку Законом РФ N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях и статья 167 КЗоТ РФ.
В специальный стаж истца не были включены периоды прохождения военной службы в войсковой части 92637 в звании старшина контрактной службы в должности операционной сестры отделения анестезиологии и реанимации в календарном исчислении с *** по ***, с *** по***.
Принимая решение об удовлетворении иска в данной части, суд первой инстанции указал, что истец осуществляла трудовые функции, тождественные функциям операционной сестры. При этом неправильное или неполное внесение наименования должности, в которой истец работала в спорный период работодателем, не может повлечь нарушение ее прав на пенсионное обеспечение, так как работник не может отвечать за нарушение работодателем правил заполнения трудовой книжки.
Также суд сослался на положения п. 2 Постановления СМ РСФСР от 6 сек 1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работ здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенс выслугу лет", в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов;
Данные выводы сделаны судом при неправильном применении норм материального права.
Как следует из положений ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения содержались в ранее действовавшем Федеральном законе от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 10, п. 1 ч. 1 ст. 11).
Вместе с тем, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы в общий страховой стаж, законодатель не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж трудовой деятельности для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Периоды службы по ранее действовавшему пенсионному законодательству включались в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения до 01.11.1999, что в частности предусматривалось Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, согласно которому в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
После 01.11.1999 список должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, а также действующий в настоящее время список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, не предусматривают возможности включения в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения периодов военной службы и службы в правоохранительных органах.
Только за периоды, выработанные до 01.11.1999, законодатель предоставил право на включение в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений периодов службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов, включение в подсчет специального стажа дальнейших периодов прохождения военной службы законодательством предусмотрено не было.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 17.10.2006 N 380-О, 23.09.2010 N 1152-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с вредными условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке по апелляционной жалобе пенсионного органа, судебная коллегия учитывает, что период прохождения военной службы, или приравненной к военной, включается в общий страховой стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный страховой стаж при определении права на пенсию в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Только за периоды, выработанные до 01.11.1999, законодатель предоставил право на включение в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений периодов службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов, включение в подсчет специального стажа дальнейших периодов прохождения военной службы законодательством предусмотрено не было.
С учетом приведенного правового регулирования рассматриваемых правоотношений, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в части удовлетворения иска Левшиной Е.С. и обязании ответчика включить в подсчет стажа лечебной деятельности для досрочной страховой пенсии по старости периода военной службы с *** по***, *** по ***г. в должности операционной сестры Отделения анестезиологии и реанимации в отдельном медицинском батальоне войсковой части 92637- как постановленного при неправильном применении норм материального права, с принятием нового решения в отмененной части- об отказе в иске.
Как следует из материалов дела в спорные периоды работы (после окончания военной службы) в должности операционной медицинской сестры хирургического отделения филиала N 3 ФГКУ "1586 ВКГ" Минобороны России в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев: с *** по***; с ***по***; с ***по***, включен ответчиком в специальный стаж истца. В связи с чем, в указанной части иск подлежит отклонению.
Поскольку бесспорно учтенный ответчиком стаж для льготного назначения пенсии, а именно, 28 лет 2 месяца 12 дней не изменился по результатам рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, оснований для назначения пенсии досрочно с даты обращения 20.10.2022 не установлено, решение суда в части назначения пенсии также подлежит отмене с принятием нового решения- об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Кунцевского районного суда города Москвы от 14 августа 2023 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении иска Левшиной Е. С. к Филиалу N 2 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области о возложении обязанности включить в льготный стаж периоды и назначении пенсии досрочно отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.