Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С., судей фио, фио, при помощнике Азаровой А.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе представителя истца ООО "Экопромсервис" по доверенности фио на решение Басманного районного суда адрес от 29 марта 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований ООО "Экопромсервис" к Горячевой Татьяне Александровне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг отказать,
УСТАНОВИЛА:
истец ООО "Экопромсервис" обратилось в суд с иском к ответчику Горячевой Т.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований ООО "Экопромсервис" указало, что ответчик Горячева Т.А. является собственником ? жилого дома, расположенного по адресу: адрес. Платежи за коммунальные услуги по обращению с ТКО от ответчика не поступают, в связи с изложенным, истец просил взыскать с ответчика задолженность по оплате коммунальных услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.10.2021 в размере сумма, пени за период с 11.02.2019 по 11.07.2022 в размере сумма, расходы по уплате государственной пошлины.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Ответчик в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражал, указал, что контейнеры рядом с домом отсутствуют.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца ООО "Экопромсервис" по доверенности фио
Истец ООО "Экопромсервич" в заседание судебной коллегии своего представителя не направило, о дате, месте и времени рассмотрения извещено надлежащим образом.
Ответчик Горячева Т.А. в заседание судебной коллегии явилась, возражала по доводам апелляционной жалобы.
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению истца о рассмотрении дела выполнены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в П остановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям обжалуемое решение в полном объеме не соответствует.
Проверив материалы дела, выслушав ответчика Горячеву Т.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1, 2 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона.
Судом установлено, что ответчик Горячева Т.А. является собственником ? жилого дома, расположенного по адресу: адрес.
На основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в адрес регионального оператора от 28.04.2018 истец наделен статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на адрес (г. адрес и г. адрес).
Жилой дом, расположенный по адресу: адрес, относится к адрес.
С 01.01.2019 по 31.10.2021 от ответчика не поступают платежи за коммунальные услуги по обращению с ТКО от обслуживаемого жилого дома, расположенного по адресу: адрес.
Ответчик в судебном заседании пояснила, что истцом не оборудованы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, отсутствуют баки (контейнеры) для сбора мусора, представила фотографии в подтверждение своих доводов, пояснила, что мусор вывозится в соседний посёлок или в адрес, в связи с чем считает, что оснований для оплаты истцу коммунальных услуг по обращению с ТКО не имеется.
Суд учитывал пояснения ответчика, а также то обстоятельство, что истец не оспаривал факт отсутствия оборудованного места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, баков (контейнеров) для сбора мусора.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь ст.ст. 30, 153, 154, 155 ЖК РФ, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца о взыскании с ответчика задолженности за коммунальные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.10.2021 в размере сумма, и исходил из того, что истцом не представлены доказательства факта оказания коммунальных услуг (акты выполненных работ, иные документы).
С учетом того, что в удовлетворении требований по взысканию задолженности судом было отказано в полном объеме, суд отказал в удовлетворении исковых требований в части взыскания пени.
На основании ст. 98 ГПК РФ в удовлетворении требований истца о взыскании судебных расходов также отказано.
Однако с выводами суда судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
На основании ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В силу ч. 3 ст. 154 ЖК РФ, собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, марка автомобиля, бытовой марка автомобиля в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Как указано в ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
На основании п. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
В соответствии с п. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Федеральный закон N89-ФЗ), собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами", обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из пункта 148 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 следует, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно п. 4 Правил обращения с ТКО, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта РФ обеспечиваются региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
На основании изложенного, заключение с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО закреплено как обязанность собственника жилого дома или собственника части дома, в связи с чем, доводы ответчика являются несостоятельными и основаны на неправильном толковании норм материального права.
Договор по обращению с ТКО является публичным. В целях единообразного регулирования и защиты прав потребителей услуги по обращению с ТКО, форма и содержание такого договора предопределены федеральным законодательством.
Как усматривается из материалов дела, между Министерством экологии и природопользования адрес и ООО "Экопромсервис" 28.04.2018 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Алексинской адрес.
15 октября 2018 года ООО "Экопромсервис" разместило на официальном сайте и в официальных средствах массовой информации адрес ("Подмосковье сегодня" N193 (4359) информацию о заключении Соглашения об организации работы с ТКО в адрес, а также предложение заключить договор на оказание услуги по обращению с ТКО, тем самым выполнило все требования действующего законодательства Российской Федекрации.
Таким образом, на настоящий момент между собственником жилого дома и региональным оператором заключен публичный договор на оказание услуги по обращению с ТКО.
Согласно п. 2.1 Соглашения, его предметом является обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории адрес в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с п. 2.2 Соглашения, зона деятельности Регионального оператора содержится в Приложении N 1 к настоящему Соглашению. Под зоной деятельности Регионального оператора подразумевается территория, границы которой установлены действующей территориальной схемой.
Из пункта 2.3 Соглашения следует, что в соответствии с протоколом о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории адрес (Алексинская адрес) от 19.04.2018 года, ООО "Экопромсервис" наделено статусом Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории адрес в зоне деятельности, определенной Приложением N 1 настоящего Соглашения на срок 10 (десять) лет с даты подписания настоящего Соглашения.
Согласно п. 4.2 Соглашения, региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории адрес с 01 января 2019 года.
Как следует из Приложения N 1 к Соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Алексинской адрес от 28.04.2018 года, зоной деятельности Регионального оператора является адрес и адрес.
Как следует из материалов дела, ответчик Горячева Т.А. является собственником ? жилого дома, расположенного по адресу: адрес, который относится к адрес.
С 01.01.2019 по 31.10.2021 ответчик не производил оплату за коммунальные услуги по обращению с ТКО от обслуживаемого жилого дома, расположенного по адресу: адрес.
15 апреля 2022 года мировым судьей судебного участка N247 Солнечногорского судебного адрес вынесен судебный приказ о взыскании с Горячевой Т.А. в пользу ООО "Экопромсервис" задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени и расходов по оплате госпошлины в общем размере сумма.
Определением мирового судьи от 12 мая 2022 года данный судебный приказ отменен по заявлению Горячевой Т.А.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, учитывая, что ответчиком в период с 01 января 2019 года по 31 октября 2021 года обязанность по оплате услуги по обращению с ТКО не исполнялась, в связи с чем образовалась задолженность судебная коллегия приходит к выводу, что требования истца ООО "Экопромсервис" о взыскании с ответчика Горячевой Т.А. задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.10.2021 в размере сумма, пени за период с 11.02.2019 по 11.07.2022 в размере сумма подлежат удовлетворению. При этом судебной коллегией проверен представленный истцом расчет задолженности, пени который признан арифметически верным.
На собственников жилых домов, расположенных в зоне действия регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, возложена обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке и на условиях, установленных действующими положениями законодательства Российской Федерации. Отсутствие письменного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не освобождает ответчика от исполнения обязанности по ее оплате в силу закона. Публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками объектов - индивидуальных жилых домов, находящихся на территории деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Экопромсервис" адрес: городском адрес и адрес был опубликован в газете "Подмосковье сегодня" в выпуске N193 (4359).
Доказательств заключения договора на оказание услуги по обращению твердых коммунальных отходов с иной организацией, как и относимых и допустимых доказательств, о том, что ответчик коммунальной услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами не пользовался, не представлено. В ходе судебного разбирательства ответчик подтвердила, что вывозит ТКО в соседний поселок, который также обслуживает ООО "Экопромсервис".
При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене с постановлением в силу ст. 328 ГПК РФ нового решения об удовлетворении исковых требований истца ООО "Экопромсервис" к Горячевой Татьяне Александровне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и взыскании с Горячевой Т.А. в пользу ООО "Экопромсервис" задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.10.2021 в размере сумма, пени в размере сумма
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере сумма
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Басманного районного суда адрес от 29 марта 2023 года - отменить.
Постановить по делу новое решение.
Исковые требования ООО "Экопромсервис" к Горячевой Татьяне Александровне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, пени удовлетворить.
Взыскать с Горячевой Татьяны Александровны в пользу ООО "Экопромсервис" задолженность по оплате коммунальных услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.10.2021 в размере сумма, пени сумма, расходы по оплате государственной пошлины сумма
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.