Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 октября 2006 г. N Ф04-6468/2006(27020-А27-13)
(извлечение)
Открытое акционерное общество (ОАО) "Электросвязь Южкузбассуголь" обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате услуг пользования квартирным телефоном во исполнение Федерального закона "О ветеранах" за период с 01.01.2004 по 31.12.2004 в размере 510 916 руб.
В качестве третьих лиц в деле участвовали: Департамент социальной защиты населения администрации Кемеровской области, Комитет по социальной защите администрации г. Новокузнецка, Управление федерального казначейства Министерства финансов РФ по Кемеровской области.
Решением от 13.06.2006. оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.07.2006. исковые требования удовлетворены. За счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ взыскано в пользу истца 510 916 руб.
Суд пришел к выводу, что противоправность поведения ответчика заключается в уклонении (бездействии) государства от исполнения своих обязательств по компенсации всех затрат, которые понес истец в связи с реализацией Закона о ветеранах, устанавливающего льготы гражданам.
Не согласившись с выводами Арбитражного суда Кемеровской области, Министерство финансов РФ в лице отделения по г. Кемерово Управления федерального казначейства по Кемеровской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты.
По мнению заявителя, в нарушение части 3 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в описательной части решения отсутствует изложение возражений и объяснений Минфина России. В нарушение части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса суд при вынесении решения не высказал своего суждения относительно каждого факта, входящего в предмет доказывания, изложенного в отзыве Минфина России на исковое заявление.
Считает Минфин РФ ненадлежащим ответчиком, полагает, что обязанность по обеспечению реализации льгот ветеранам возложена на главного распорядителя средств федерального бюджета - Министерство труда и социального развития РФ, которое не воспользовалось предоставленными ему статьями 158, 184, 233, 257 Бюджетного кодекса РФ полномочиями для упорядочивания бюджетного процесса.
Объем прав и обязанностей истца ограничен объемом бюджетного финансирования.
Полагает, что суд при решении вопроса о надлежащем ответчике неверно применил нормы материального права - статью 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормы процессуального права.
Также судом не исследованы в полном объеме условия наступления ответственности в рамках статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, а истцом не доказаны условия для наступления ответственности - наличие убытков и их размер, причинная связь между действиями ответчика и наступлением убытков у истца.
Указывает на отсутствие у Минфина РФ договорных отношений с истцом.
По мнению заявителя. предъявленные требования неправомерно квалифицированы судом как убытки, поскольку по своей правовой природе возмещение выпадающих доходов является требованием к государству исполнить обязательство в натуре, что является самостоятельным способом защиты нарушенных прав.
Кроме того, организация по оказанию услуг документально не доказала наличие убытков, так как истцом не предъявлены в суд оригиналы первичных бухгалтерских документов.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ОАО "Электросвязь Южкузбассуголь" в период с 01.09.2004 по 31.12.2004 в соответствии со статьями 426, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 30 Федерального закона "О связи" оказывало услуги телефонной связи гражданам - абонентам, которым в силу Закона о ветеранах предоставлены льготы в размере 50 процентов по оплате абонентской платы за пользование телефоном.
На основании заключенного договора между ОАО "Электросвязь Южкузбассуголь" и комитетом по социальной защите администрации г. Новокузнецка затраты, связанные с реализацией федерального закона, были частично возмещены на сумму 648 172 руб.
Услуги были предоставлены на общую сумму ХХХ руб.
Таким образом, у ОАО "Электросвязь Южкузбассуголь" образовались некоторые расходы в размере 510 916 руб. О взыскании этих убытков истец обратился в арбитражный суд с иском.
Принимая решение, суд исходил из того, что государством осуществляются социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан, в связи с чем Законом о ветеранах установлено, что такие лица имеют льготы по оплате абонентской платы за пользование телефоном.
Согласно закону ОАО "Элекфосвязь Южкузбассуголь" в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 оказало услуги данной категории граждан по заниженной цене, в связи с чем понесло определенные расходы.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, предоставлявших ветеранам и инвалидам ВОВ, ветеранам труда, в связи с пользованием телефоном, производятся за счет федерального бюджета.
Порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах").
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О связи" N 15-ФЗ при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с данным Федеральным законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, возмещение недополученных предприятием доходов производится за счет средств федерального бюджета.
Порядок возмещения предприятием связи недополученных в результате применения льгот и регулируемых государственных тарифов доходов определяется Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок возмещения расходов онера горам связи на предоставление льгот по Федеральному закону "О ветеранах" установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 963 от 15.12.2000.
Указанные Правила определяют порядок финансирования расходов за счет средств федерального бюджета на реализацию льгот ветеранам, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Доводы ответчика о недоказанном истцом наличия убытков, не соответствуют материалам дела. В качестве доказательств понесенных убытков оператор связи представил список лиц, имеющих право на льготную оплату услуг, акт сверки задолженности по возмещению расходов по оказанным услугам, договор о возмещении затрат, связанных с реализацией вышеназванных федеральных законов.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовав полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральные законы "О ветеранах" и "О связи" не предусматривают возмещение убытков в меньшем размере (в объеме бюджетного финансирования).
Следовательно, вывод арбитражного суда об обоснованности исковых требований является правильным.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Ссылки Минфина РФ на то, что он является ненадлежащим ответчиком нельзя признать обоснованными, так как закон о ветеранах устанавливает, что расходы на реализацию льгот участникам и инвалидам ВОВ, ветеранам труда возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Доводы ответчика относительно допускаемых другими органами государственной власти нарушений не принимаются во внимание, поскольку не указывают на наличие элементов вины оператора связи в понесенных им убытках, не лишают истца права на их возмещение и не освобождают Минфин РФ от исполнения принятых на себя финансовых обязательств.
Арбитражный суд, установив фага неисполнения Российской Федерацией своей обязанности по возмещению расходов по предоставлению льгот по оплате услуг связи ветеранам и инвалидам ВОВ, ветеранам труда, обоснованно взыскал убытки с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации как с органа, выступающего от имени казны Российской Федерации, в сумме 510 916 руб.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Кемеровской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенным истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков. Неправильного применения норм процессуального и материального права при принятии обжалуемых судебных актов, на которые ссылается ответчик в настоящей кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 13.06.2006 и постановление апелляционной инстанции от 27.07.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8826/06-3 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 октября 2006 г. N Ф04-6468/2006(27020-А27-13)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании