Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Жолудовой Т.В., и судей Заскалько О.В., Дегтеревой О.В., при помощнике судьи Орловой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В., гражданское дело по апелляционной жалобе Войницкого ... на решение Зеленоградского районного суда города Москвы от 18 октября 2023 года, которым постановлено:
Исковое заявление Войницкого... к Филиалу N1 Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Москве и Московской области о назначении пенсии - удовлетворить частично.
Признать решение ГУ-ГУ ПФР N1 по г. Москве и Московской области от 27.09.2022 N 986314 об отказе в установлении (выплате) пенсии незаконным частично.
Обязать Филиал N1 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Москве и Московской области принять к зачету для назначения страховой пенсии Войницкому Олегу Леонидовичу по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N400-ФЗ период учебы с 01.09.1989 по 27.06.1991, работы с 08.08.1995 по 01.03.1996, с 01.06.2000 по 08.11.2000, с 10.09.2001по 23.01.2002, с 27.01.2004 по 03.03.2008, 01.06.2013 по 31.08.2013.
В удовлетворении остальной части иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
Войницкий О.Л. обратился в суд с иском к Филиалу N1 Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Москве и Московской области, в котором просил суд признать решение ГУ-Главное управление ПФР N 1 по г. Москве и Московской области N 986414 от 27 сентября 2022г. об отказе в назначении пенсии незаконным; включить периоды учёбы в КГМИ г. Кишинёва с 01.09.1989 - 27.06.1991, учебу на курсах повышения квалификации с 20.01.2014 по 15.02.2014 в ГБОУДПО "РМА ПДО М3 РФ" г. Москва; периоды работы в г.Тирасполь (Приднестровье, Республика Молдова): с 01.02.1994 по 25.11.1994, 08.08.1995 по 16.06.1998, 01.06.2000 по 08.11.2000, 09.11.2000 по 31.08.2001, 10.09.2001 по 12.02.2002, 18.02.2002 по 26.01.2004, 27.01.2004 по 03.03.2008; период работы в Российской Федерации с 01.06.2013 по 31.08.2013, с 07.10.2013 по 27.12.2013 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначить страховую пенсию досрочно, с даты последнего обращения за ее назначением 19.12.2022.
В обоснование заявленных требований Войницкий О.Л. указал на то, что 20.06.2022 и 19.12.2022 обращался в ГУ - Главное Управление ПФР N 1 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии. Решением ГУ-ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области от 27.09.2022 N 986314 в досрочном назначении трудовой пенсии по старости с учетом льготного порядка исчисления стажа, как (врачу-гигиенисту, эпидемиологу) в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и ссылкой на ст. ст. 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было отказано во включении в специальный трудовой (страховой) стаж, периодов работы в ПМР (Приднестровская Молдавская Республика), в Роспотребнадзоре РФ (Шереметьево), а также не был учтен период учёбы в государственном медицинском институте г.Кишинёв и повышение квалификации в ГБОУ ДПО "Российская медицинская академия последипломного образований МЗ РФ", что истец считает незаконным и нарушающим его право на досрочную пенсию.
Истец Войницкий О.Л. и его представитель по доверенности Гузун Е.А, в судебное заседание явились, исковое заявление поддержали.
Представитель ответчика Филиала N1 Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Москве и Московской области по доверенности Кирпикова Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
ОСФР г.Москвы и Московской области, СФР привлеченные в качества третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, извещены, явку в судебное заседание своего представителя не обеспечили.
18.10.2023 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Войницкий О.Л. по доводам своей апелляционной жалобы.
Выслушав истца Войницкого О.Л. и его представителя по доверенности Данова А.В, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ)
В части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ указано, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к этому федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "о пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, не менее 30 лет непосредственно осуществлявшие в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В абзаце пятом пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 определено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка от 29.10.2002 года N 781 право на досрочную страховую пенсию по старости предоставлено, в том числе, медицинским сестрам, фельдшерам, врачам, работающим в учреждениях, перечисленных в том же Списке в разделе "Наименование учреждений".
Как установлено судом и следует из материалов дела, 09.06.2022 г. Войницкий О.Л, обратился в Государственное учреждение - Главное управление ПФР N1 по г.Москве Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением N986314 от 27.09.2022 вынесенным ГУ-ГУ ПФР N 1 по г.Москве и Московской области истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствие необходимого страхового стажа - 30 лет, из решения следует, что специальный стаж истца на 09.06.2022 составляет: 16 лет 11 месяцев 21 день.
В зачет специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 частью 1 ст.30 N400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях"
не засчитаны следующие периоды:
с 08.08.1995 по 16.06.1998 врач-эпидемиолог санитарно-эпидемиологического отделения Медицинского Управления МВД ПМР в г. Тирасполь (Приднестровье, Республика Молдова), поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ N781 от 29.10.2002;
с 10.09.2001 по 12.02.2002 в должности санитарного врача-инспектора Медицинского отдела Управления Уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции ПМР, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ N781 от 29.10.2002; с 27.01.2004 по 31.01.2006 - в должности санитарного врача по коммунальной гигиене; с 01.02.2006 по 05.12.2006 - в должности заведующего ОСГМ ОСАУ; с 06.12.2006 по 31.01.2007 - в должности заведующего ОТП сан.-гиг. Отдела; с 01.02.2007 по 07.04.2008 - в должности заведующего ОКГ сан.-гиг.отдела Государственного учреждения "Республиканский центр Гигиены и Эпидемиологии" ПМР, поскольку не подтвержден факт осуществления врачебной деятельности, размер занимаемой ставки, а также в данный период институт досрочных пенсий в Республике Молдова был отменен.
Также ответчиком не учтены следующие периоды работы истца: с 01.09.1989 по 27.06.1991 - период учёбы в Государственном медицинском институте г. Кишинёв, которому предшествовала работа в городской Санитарно-эпидемиологической станции г. Кишинёва; с 01.02.1994 по 25.11.1994 ассистент кафедры нормальной и патологической физиологии и морфологии медицинского факультета ПГУ (Приднестровский государственный Университет); с 01.06.2000 по 08.11.2000 в секторе медицинской экологии и урбоэкологии РЦЭИ ПМР, в том числе на должности заведующего данным сектором медицинской экологии и урбоэкологии; с 09.11.2000 по 31.08.2001 в отделе экологического контроля особо опасных объектов: и.о. начальника отдела и главным специалистом Министерства природных ресурсов и экологического контроля ПМР; с 18.02.2002 по 26.01.2004 Главным государственным инспектором санитарного надзора Министерства юстиции ПМР; с 01.06.2013 по 31.08.2013 - период получения пособия по безработице в Службе занятости г. Зеленоград, в связи с сокращением СЭО (санитарно- эпидемиологического отдела) в Медицинском Центре Спецстроя России; с 07.10.2013 по 27.12.2013 - Роспотребнадзор (по Шереметьево); с 20.01.2014 по 15.02.2014 - курс повышения квалификации в ГБОУДПО "Российская медицинская академия последипломного образования М3 РФ и по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в назначении досрочной пенсии отказано.
В подтверждении страхового стажа для назначения досрочной пенсии, истцом были представлены суду: трудовая книжка NЛТ-I N1073016 от 27.01.1988, копия послужного списка Министерства Внутренних Дел ПМР, содержащий сведения о периоде работы истца с 08.08.1995 по 01.03.1996 - врач санитарно-эпидемиологического отделения Медицинского Управления МВД ПМР; с 01.03.1996 по 16.06.1998 - начальник санитарного-эпидемиологического отделения Медицинского Управления МВД ПМР; с 10.09.2001 по 23.01.2002 - врач-инспектор медицинского отдела УУИС МЮ ПМР (л.д. 20-21); копия Должностной инструкции начальника Отдела экологического контроля особо опасных объектов; архивная справка от 18.11.2022 N731 Центрального ведомственного архива г..Тирасполь о работе Войницкого О.Л. с 08.08.1995 по 01.03.1996 и с 01.03.1996 по 16.06.1998; архивная справка от 28.10.2022 N1-26/2467 Государственной службы исполнения наказаний МЮ ПМР о том, что Войницкий О.Л. в период с 10.09.2001 по 12.02.2002 в должности санитарного врача-инспектора Медицинского отдела Управления Уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции ПМР; архивная справка от 08.11.2022 N12-07-05/708 Центрального Государственного Архива ПМР о работе Войницкого О.Л. с 01.06.2000 по 08.11.2000 в секторе медицинской экологии и урбоэкологии РЦЭИ ПМР и Архивная справка от 08.11.2022 N12-07-05/709 о заработной плате за указанный период; архивная справка от 18.10.2022 N01-54/16 Министерства сельского хозяйства ПМР о заработной плате Войницкого О.Л. с 09.11.2000 по 31.08.2001 и об уплате обязательных страховых взносов в Государственный пенсионный фонд; удостоверение о повышении квалификации с 20.01.2014 по 15.02.2014 в ГБОУ ДПО "Российская медицинская академия последипломного образования" Министерства здравоохранения Российской Федерации (л.д. 31); диплом TB-I N117790 о том, что Войницкий О.Л. в 1982 году поступил в Кишиневский государственный медицинский институт и в 1991 году окончил полный курс названного института по специальности
медико-профилактическое дел; ответ Центра социального страхования и социальной защиты города Тирасполь на запрос ГУ УПФ РФ N1 по г..Москве и Московской области N201-15/1394 от 02.02.2022 о том, что имеются сведения об уплате обязательных страховых взносов на пенсионное обеспечение на Войницкого О.Л. следующими организациями: ГУ "Республиканский центр гигиены и эпидемиологии" за периоды с 01.08.1991 по 01.09.1992, с 27.01.2004 по 07.04.2008 ежемесячно; Тираспольский родильный дом за период с 21.09.1992 по 13.12.1993 ежемесячно; Приднестровский государственный корпоративный университет им. Т.Г. Шевченко за период с 01.02.1994 по 25.11.1994 ежемесячно; Министерство внутренних дел ПМР за период с 08.08.1995 по 16.08.1998 ежемесячно; Республиканский центр экологических исследований на учете не состоит (на учете значится Министерство сельского хозяйства и природных ресурсов ПМР, перечисления обязательных страховых взносов производило с 01.06.2000 по 31.08.2001); Государственная служба ветеринарно-санитарного надзора Министерства юстиции ПМР на учете не состоит (на учете значится организация Министерство юстиции ПМР, перечисления производила с 10.09.2001 по 26.01.2004) (л.д. 39); архивная справка от 17.10.2022 N01-09/2064 о том, что Войницкий О.Л. работал в ГУ "Республиканский центр гигиены и эпидемиологии" с 27.01.2004 в должности санитарного врача по коммунальной гигиене, переводом с Министерства юстиции ПМР, с оплатой труда согласно квалификации, уволен с 03.03.2008 с должности заведующего ОКГ санитарного отдела; справки ГУ "Республиканский центр гигиены и эпидемиологии" о заработной плате Войницкого О.Л. и об уплате обязательных страховых взносов с 27.01.2004 по 03.03.2008; свидетельство о регистрации по месту пребывания N13-1005-1001/750, согласно которому, истец был зарегистрирован по адресу: г..Москва, г..Зеленоград, корп.337, кв.169 с 09.04.2013 по 08.04.2014.
В ответ на запрос суда ГКУ "ЦЗН" представлены сведения о том, что Войницкий..,... года рождения, обращался в ГКУ ЦЗН и состоял на учете в целях поиска подходящей работы. В качестве безработного истец в ГКУ ЦЗН не состоял, социальные выплаты по безработице не получал. В ГКУ ЦЗН зафиксированы периоды обращения истца: с 03.06.2013 по 21.10.2013 (ЛДПГУ от 03.06.2013 N 1540018/137710, уволен в соответствии пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации 31.05.2013 из ФГБМУ Медицинский центр при Спецстрое России), с 18.02.2014 по 23.04.2014 (ЛДПГУ от 18.02.2014 N 0490021/147710, уволен в соответствии с пунктом 3 части 1 Трудового кодекса Российской Федерации 27.12.2013 из Управления Роспотребнадзора по городу Москве). В связи с тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина, а у истца в периоды обращения такая регистрация отсутствовала (имелась регистрация по месту пребывания), то решение о признании истца безработным не могло быть принято.
Учитывая изложенное и представленные доказательства, суд верно пришел к выводу, что спорные периоды истца учебы в Государственном медицинском институте г. Кишинёв, которому предшествовала работа в городской Санитарно-эпидемиологической станции г. Кишинёва с 01.09.1989 по 27.06.1991, подлежат включению в специальный стаж исходя из того, что в период обучения истца в медицинском училище действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N590, согласно которому, в общий стаж работы засчитывается бучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре (пп. "и" п. 109).
Также судом удовлетворены требования истца о включении для назначения пенсии периоды работы истца с 08.08.1995 по 01.03.1996 в должности врача-эпидемиолога санитарно-эпидемиологического отделения Медицинского Управления МВД ПМР в г. Тирасполь (Приднестровье, Республика Молдова), с 01.06.2000 по 08.11.2000 в должности старшего научного сотрудника (заведующего сектором) в Центре медицинской экологии и урбоэкологии Республиканского Центра экологических исследований в г. Тирасполь Приднестровской Молдавской республики, с 10.09.2001 по 23.01.2002 в должности санитарного врача-инспектора Медицинского отдела УУИС Министерства юстиции в г. Тирасполь Приднестровской Молдавской республики, с 27.01.2004 по 03.03.2008 в должности санитарного врача по коммунальной гигиене городской санитарно-эпидемиологической станции в г.Тирасполь Приднестровской Молдавской республики, поскольку истец занимал должность врача, которая предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при этом согласно представленным архивным справкам, за работника Войницкого О.Л. уплачивались страховые взносы в соответствующее государственное учреждение.
Спорный период 01.06.2013 по 31.08.2013, когда истец состоял на учете в службе занятости населения в целях поиска подходящей работы, судом зачтен в специальный стаж на основании пп.4 ч.1 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N400-ФЗ, а также сведений представленных ГКЦ "ЦЗН" о том, что Войницкий О.Л. состоял на регистрационном учете в целях поиска подходящей работы.
Разрешая спор, в части включения в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации с 20.01.2014 по 15.02.2014 в ГБОУДПО "РМА ПДО М3 РФ" г. Москва, суд верно исходил из того, что в данный период истец не был трудоустроен, что подтверждается данными трудовой книжки, прохождение данных курсов являлось личной инициативой истца, и данный период включению в стаж не подлежал, в указанной части решение судом не обжалуется.
Соглашаясь с возражениями ответчика о невключении в специальный стаж спорных периодов работы истца: с 01.02.1994 по 25.11.1994 в должности ассистента кафедры нормальной и патологической физиологии и морфологии медицинского факультета Приднестровского государственного корпоративного университета в г.Тирасполь ПМР; с 09.11.2000 по 31.08.2001 в должности и.о. начальника отдела (главного специалиста, инспектора-эксперта) отдела экологического контроля особо опасных объектов Министерства природных ресурсов и экологического контроля в г.Тирасполь ПМР; с 18.02.2002 по 26.01.2004 в должности заместителя начальника государственной службы ветеринарно-санитарного, санитарного и фитосанитарного контроля - главного государственного инспектора (инспектора, заместителя начальника) санитарного надзора Министерства юстиции в г.Тирасполь ПМР и отказывая в данной части требований, суд верно исходил из того, что названные периоды не подлежат включению в специальный стаж работы истца для назначения досрочной пенсии, поскольку занимаемые Войницким О.Л. должности и учреждения не поименованы Списком, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Кроме того, период работы истца с 07.10.2013 по 27.12.2013 в должности ведущего специалиста-эксперта территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве на транспорте в Шереметьево зачету в специальный стаж включению не подлежал, ввиду того, что занимаемая должность истца и место работы не поименовано Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При разрешении спора, судом учтено, что устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О).
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Кроме того, в спорные периоды указанные в жалобе с 01.03.1996 по 16.06.1998 по должности начальника санитарного - эпидемиологического отделения Медицинского Управления МВД ПМР, исходя из архивной справки от 27.12.2022г. и сведений о назначении истца на должность; с 09.11.2000 по 31.08.2001 в должности и.о. начальника отдела (главного специалиста, инспектора-эксперта) отдела экологического контроля особо опасных объектов Министерства природных ресурсов и экологического контроля в г.Тирасполь ПМР; а также с 24.01.2001 по 12.02.2002 в должности заместителя начальника Государственной службы ветиринарно-санитарного, санитарного и фитосанитарного надзора - главного инспектора санитарного надзора Министерства юстиции Преднестровской Молдавской Республики, и период с 18.02.2002 по 26.01.2004 в должности заместителя начальника государственной службы ветеринарно-санитарного, санитарного и фитосанитарного контроля - главного государственного инспектора (инспектора, заместителя начальника) санитарного надзора Министерства юстиции в г.Тирасполь ПМР, Войницкий О.Л. осуществлял трудовую деятельность в организациях не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям здравоохранения и по должности не предусмотренной списком, приказами о назначении на должность выданными архивами и должностными инструкциями не подтверждена работа по должности врача, ввиду изложенного, суд верно оснований для включения указанных периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии не нашел, вывод суда об отказе в иске судом сделан правильно.
Кроме того, названные должности занимаемые истцом в спорные периоды внесены в трудовую книжку, и согласуются с представленным пенсионному органу послужным списком МВД ПМР заверенным печатью организации и приложением копии должностной инструкции начальника санитарного - эпидемиологического отделения Медицинского Управления МВД ПМР (л.д. 21-22), архивной справкой от 18.11.2022 г. (л.д.25) и 17.02.2004 (л.д.88), а также архивной справкой Министерства Юстиции Преднестровской Молдавской Республики от 25.03.2022 на основании приказов о приеме и увольнении подтвержден период работы истца в должности заместителя начальника Государственной службы ветиринарно-санитарного, санитарного и фитосанитарного надзора - главного инспектора санитарного надзора Министерства юстиции (л.д.72), и представленные в материалы дела справками льготный характер работы спорные периоды указанные в жалобе не подтверждают.
Специальный стаж истца на дату обращения в пенсионные органы, с учетом включенных периодов ответчиком и судом, составил менее требуемых 30 лет, следовательно, вывод суда об отказе в удовлетворении требований об обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости отвечает требованиям действующего законодательства.
Суд исследовал обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы истца сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленноградского районного суда города Москвы от 18 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Войницкого О.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.