Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Жолудовой Т.В., судей Дегтеревой О.В., Заскалько О.В., при помощнике судьи Орловой А.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В., гражданское дело по апелляционной жалобе филиала N8 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда города Москвы от 15 мая 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Главного управления ПФР N 8 по г. Москве и Московской области об отказе в установлении пенсии N 220000317957/1072492/22 от 18.11.2022 г.
Обязать ОСФР по г. Москве и Московской области включить в специальный страховой стаж период работы Полина... с 13.05.1988 г. по 09.11.1999 г, с 03.11.1999 г. по 24.02.2015 г, с 02.03.2015 г. по 24.04.2018 г, с 10.05.2018 г. по 10.08.2022 г, и назначить Полина... досрочную страховую пенсию по старости с 10 августа 2022 года,
УСТАНОВИЛА:
Полина И.В. обратилась в суд с иском к ОСФР по г. Москве и Московской области, мотивируя свои требования тем, что ответчиком ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего специального стажа работы. Не включены спорные периоды ее работы, так как пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение гражданам, осуществляющим лечебную или иную деятельность только в учреждениях здравоохранения, поскольку иные организационно - правовые формы законодателем не предусмотрены, правовых оснований для включения в специальный стаж работы периодов работы: с 13.05.1988 г. по 09.11.1999 г, с 03.11.1999 г. по 24.02.2015 г, с 02.03.2015 г. по 24.04.2018 г, с 10.05.2018 г. по 10.08.2022 г. не имеется. Истец полагает, что характер и условия ее труда в названные выше периоды времени соответствовали требованиям Списка и Перечню, однако не были учтены пенсионным органом при определении ее специального стажа для назначения льготной пенсии.
Истец Полина И.В. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении иска извещена.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить филиал N8 ОСФР по г. Москве и Московской области и рассмотрении дела в отсутствие ответчика.
На заседание судебной коллегии представитель ответчика не явился, о рассмотрении дела извещен, судебная коллегия руководствуясь ст.167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав представителя истца Логинову Л.Ю, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене постановленного судом решения в части включения периодов работы Полиной И.В. с 03.11.1999 г. по 24.02.2015 г, с 02.03.2015 г. по 24.04.2018 г, с 10.05.2018 г. по 10.08.2022 г. и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 10 августа 2022 года, исходя из следующего.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для частичной отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, имеются.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 10.08.2022 Полина И.В. обратилась в Главное управление Пенсионного фонда РФ N8 по г. Москве и Московской области, с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Решением N 220000317957/1072492/22 от 18.11.2022 истцу было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого страхового и льготного стажа. Согласно решению в специальный стаж для назначения страховой пенсии истцу засчитано 0 лет 0 месяцев 0 дней, страховой стаж составил 13 лет.
При этом, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N8 по г.Москве и Московской области исключило из стажа лечебной деятельности период работы истца в должности медсестры с 13.05.1988 г. по 09.11.1999 г, с 03.11.1999 г. по 24.02.2015 г, с 02.03.2015 г. по 24.04.2018 г, с 10.05.2018 г. по 10.08.2022 г. в Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. Владимирского, ООО "Гальмед" Центр амбулаторного гемодиализа на должность медицинской сестры, ООО "Центра диализа", так как организационно-правовая форма организации - Общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы Списками от 06.09.1991 N 464, от 22.09.1999 N 1066, от 29.10.2002 N 781. Сведения о наличии структурных подразделений не представлены.
Из записей в трудовой книжке истца следует, что с 13.05.1988 г. Полина И.В. принята на работу в Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. Владимирского на должность медсестры в отделение хронического гемодиализа, 09.11.1999 года уволена по собственному желанию, 03.11.199 принята в ООО "Центр Диализа на должность медсестры, 24.02.2015 трудовой договор расторгнут в связи с сокращением численности работников. 02.03.2015 принята в ООО "Гальмед" Центр амбулаторного гемодиализа на должность медицинской сестры, 24.04.2018 уволена по собственному желанию. 10.05.2018 принята в ООО "Центра диализа" на должность медицинской сестры, работает по настоящее время.
Согласно справкее б/н, выданной МОНИКИ в указанную организацию истец была принята на работу 13.05.1988 г. на работу в Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. Владимирского на должность медсестры в отделение хронического гемодиализа, проработала до 09.11.1999, уволена по собственному желанию.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области "Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского" (ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского) является многопрофильным лечебно-профилактическим клиническим учреждением с коечным фондом, подведомственно Министерству здравоохранения Московской области и финансируется за счет средств областного бюджета.
В указанном учреждении истец осуществляла работу в должности медицинской сестры: с 13.05.1988 г. в отделении гемодиализа с пересадкой почки; с 01.03.1993 г. в должности медсестры палатной диализного зала; с 27.04.1999 г. по 09.11.1999 г. медсестра диализной палаты интенсивной терапии отделения гемодиализа с пересадкой почки.
Кроме того, ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского совмещает в себе функции и поликлиники, и больницы, которые числятся в Списке должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, в том числе и должность истца, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и спорные периоды работы Полиной И.В. с 13.05.1988 по 09.11.1999 (11 лет 5 месяцев 29 дней) верно судом включены в специальный стаж для назначения пенсии.
Вместе с тем, по справке, выданной ООО "Гальмед" Центр амбулаторного гемодиализа, 02.03.2015 Полина И.В. принята в ООО "Гальмед" Центр амбулаторного гемодиализа на должность медицинской сестры, проработала до 24.04.2018, уволена по собственному желанию.
Согласно справке ООО "Центра диализа", истец 10.05.2018 принята на должность медицинской сестры, работает по настоящее время.
Удовлетворяя исковые требования в части обязания ответчика включить в подсчет специального стажа истца периоды ее работы в должности медсестры - ООО "Гальмед" Центр амбулаторного гемодиализа, ООО "Центра диализа", суд указал на то, что спорные периоды подлежит включению в подсчет специального стажа истца, поскольку в спорные периоды истец осуществляла работу медицинской сестры и указанные организации имеют имеет лицензию на осуществление медицинской и иной деятельности. При этом юридического значения организационно-правовая форма данного медицинского учреждения предприятия, организации) не имеет, в связи с чем у истца, работающего в организации, имеющей организационно-правовую форму в виде акционерного общества и должности предусмотренной Списками, возникло право на включение данного периода работы в специальный стаж при назначении досрочно страховой пенсии по старости.
Однако, данные выводы суда основаны на неправильном применении норм права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения).
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781, Правила N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее - Список N 1066, Правила N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года (далее - Перечень N 1397).
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, включалась работа врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности (пункт 1).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Устанавливая в Федеральном законе от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 г. N 1920-О).
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30).
Медицинская деятельность законом отнесена к видам деятельности, которые подлежат лицензированию (пункт 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N99 "О лицензировании отдельных видов деятельности"), вследствие чего наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности само по себе не свидетельствует о тождественности занимаемых истцом в названных Обществах должностей должностям в учреждениях здравоохранения.
Согласно части 5 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 названной статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 г. N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность устанавливать по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения.
В отношении занимаемых истцом должностей в вышеуказанных организациях такая тождественность профессиональной деятельности Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не установлена.
Поскольку законодатель связывает право на досрочную страховую пенсию медицинским работникам с такой организационно-правовой формой юридического лица как учреждение (государственное, муниципальное, частное), у истца, работавшего в спорные периоды в организациях, имеющих иную организационно-правовую форму, не возникло права на включение рассматриваемых спорных периодов работы в специальный стаж.
Приведенные выше обстоятельства судом при разрешении заявленных исковых требований учтены не были, а при включении названных периодов работы истца в подсчет ее специального стажа допущено расширительное толкование норм, содержащихся в приведенных выше нормативных правовых актах.
При изложенных обстоятельствах, решение суда в части обязания ответчика включить в подсчет специального стажа истца периоды ее работы в должности медсестры - ООО "Гальмед" Центр амбулаторного гемодиализа, ООО "Центра диализа " с 03.11.1999 г. по 24.02.2015 г, с 02.03.2015 г. по 24.04.2018 г, с 10.05.2018 г. по 10.08.2022 г. нельзя признать законным и обоснованным, в данной части решение суда подлежит отмене, с отказом в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Поскольку у истца не образуется необходимый специальный стаж, требуемый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", - решение суда в части обязания ответчика назначить истцу досрочно страховую пенсию по старости с 10.08.2022 г. также подлежит отмене, в удовлетворении исковых требований в данной части также следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда города Москвы от 15 мая 2023 года отменить в части обязания филиал N8 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Полиной... периоды работы с 03.11.1999 г. по 24.02.2015 г, с 02.03.2015 г. по 24.04.2018 г, с 10.05.2018 г. по 10.08.2022 г, и назначении Полиной И.В. досрочной страховой пенсии по старости с 10 августа 2022 года, принять в указанной части по делу новое решение об отказе в иске Полиной... о включении периодов работы с 03.11.1999 г. по 24.02.2015 г, с 02.03.2015 г. по 24.04.2018 г, с 10.05.2018 г. по 10.08.2022 г. в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 10 августа 2022 года.
В остальной части решение Симоновской районного суда города Москвы от 15 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу филиала N8 ОСФР по г.Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.