Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 октября 2006 г. N Ф04-7005/2006(27703-А81-35)
(извлечение)
Федеральное государственное унитарное предприятие "Надымское авиапредприятие", г. Надым, (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - инспекция) о признании незаконными действий по взысканию пени в сумме 707 569,32 рублей и об обязании инспекции вернуть 707 569,32 рублей на счет налогоплательщика.
Решением арбитражного суда от 27.01.2006 удовлетворены заявленные предприятием требования.
Арбитражный суд исходил из того, что денежные суммы, имеющиеся на лицевом счете налогоплательщика на момент принятия решения о зачете, являлись авансовыми платежами по налогу на прибыль и единому социальному налогу (далее - ЕСН).
Постановлением апелляционной инстанции от 26.06.2006 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты.
Считает, что у налоговых органов есть право самостоятельно без заявления налогоплательщика производить зачеты, в том числе в погашение задолженности по пени и штрафам.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие отклоняет доводы инспекции, изложенные в жалобе, и просит оставить без изменения обжалуемые заинтересованным лицом судебные акты.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу, просил оставить жалобу инспекции без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заинтересованного лица.
Из материалов дела следует, что предприятие обратилось в инспекцию с заявлением от 18.07.2005 N 33/1424 об аннулировании зачета, о котором налоговый орган сообщил налогоплательщику уведомлением от 20.05.2005 N 767 (заключения от 20.05.2006 N 959 на сумму 150 274,93 рубля в счет пени по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет; N 960 на сумму 386 095,45 рублей в счет пени по налогу на прибыль, зачисляемому в территориальный бюджет; N 961 на сумму 627,17 рублей в счет пени по ЕСН, зачисляемому в ФСРФ; N 962 на сумму 0,19 рублей в счет пени по ЕСН, зачисляемому в ФФМС; N 963 на сумму 0,11 рублей в счет пени по ЕСН, зачисляемому в ТФМС; N 964 на сумму 40 200,21 рублей в счет пени по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС); N 965 на сумму 4 371,26 рублей в счет пени по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет). Письмом от 26.07.2005 N 09-18/13910 инспекция сообщила предприятию, что основанием для проведения зачетов послужили, по ее мнению, решение от 22.06.2005 N 38 о привлечении налогоплательщика к ответственности, а также наличие переплаты в карточке лицевого счета предприятия в общей сумме 199 574,01 рубля по налогу на прибыль по первичной и уточненной налоговым декларациям по налогу на прибыль за 2004 год, по ЕСН за 2004 год, представленным в налоговый орган 05.03.2005, 25.03.2005 и 24.03.2005 соответственно.
Арбитражный суд, удовлетворив требования предприятия о признании незаконными действий инспекции по взысканию пени в сумме 707 569,32 рублей и об обязании инспекции вернуть 707 569,32 рублей на счет налогоплательщика, принял по существу правильный судебный акт.
Несоответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным видам налога, погашению недоимки либо возврату налогоплательщику.
В силу пункта 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа, которое выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пени, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Таким образом, налоговый орган вправе направить суммы излишне уплаченного налога на уплату пени только в случае волеизъявления на это налогоплательщика.
Правом самостоятельного проведения зачета излишне уплаченного налога налоговый орган наделен лишь в случае погашения недоимки по налогам.
Учитывая, что согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимкой признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, то задолженность по пени не может быть признана недоимкой.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что инспекция произвела зачет излишне уплаченных сумм налога по налогу на прибыль и ЕСН в счет погашения задолженности по пени по налогу на прибыль, ЕСН и НДС самостоятельно, без заявления налогоплательщика.
Следовательно, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о недействительности решения налогового органа от 20.05.2005, основанного на заключениях от 20.05.2006 о проведении зачетов N 959 на сумму 150 274,93 рубля в счет пени по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет; N 960 на сумму 386 095,45 рублей в счет пени по налогу на прибыль, зачисляемому в территориальный бюджет; N 961 на сумму 126 627,17 рублей в счет пени по ЕСН, зачисляемому в ФСРФ; N 962 на сумму 0,19 рублей в счет пени по ЕСН, зачисляемому в ФФМС; N 963 на сумму 0,11 рублей в счет пени по ЕСН, зачисляемому в ТФМС; N 964 на сумму 40 200,21 рублей в счет пени по НДС; N 965 на сумму 4 371,26 рублей в счет пени по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет) и правомерно обязал инспекцию возвратить предприятию незаконно зачтенную сумму пени в размере 707 569,32 рублей.
Доводы кассационной жалобы инспекции направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанции и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть приняты арбитражным судом кассационной инстанции.
Арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.01.2006 округа и постановление апелляционной инстанции от 26.06.2006 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного по делу N А81-5861/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.5 ст.78 НК РФ по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на уплату пени, погашение недоимки.
Налоговый орган полагает, что имеет право самостоятельно, без заявления налогоплательщика, производить зачеты, в том числе, в погашение задолженности по пени.
Не согласившись с таким выводом, налогоплательщик обратился в суд. Суды первой и апелляционной инстанций поддержали налогоплательщика.
Рассматривая дело по кассационной жалобе налогового органа, федеральный арбитражный суд указал следующее.
Согласно ст.11 НК РФ недоимкой признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. В свою очередь задолженность по пени не может быть признана недоимкой.
Правом самостоятельного проведения зачета излишне уплаченного налога налоговый орган наделен лишь в случае погашения недоимки по налогам.
Таким образом, действия налогового органа по зачету излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности по пени, при отсутствии волеизъявления налогоплательщика, незаконны.
Руководствуясь изложенным, суд кассационной инстанции отказал в удовлетворении жалобы налогового органа, судебные акты нижестоящих инстанций оставил без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 октября 2006 г. N Ф04-7005/2006(27703-А81-35)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании