Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Жолудовой Т.В., и судей Дегтеревой О.В., Заскалько О.В., при помощнике судьи Колесниковой Е.Д., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В., дело по апелляционной жалобе Миндалевой ... на решение Басманного районного суда г. Москвы от 17 августа 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Миндалевой... к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы о признании отказа во включении в список незаконными, признании права на однократное предоставление жилого помещения, обязании включить в список, обязании предоставить жилое помещение отказать,
УСТАНОВИЛА:
Миндалева А.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы и просила признать незаконным Распоряжение от 17 августа 2022 г. N 1571-Р Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы об отказе во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы включить ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в приобретение жилья, из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений и обязать Департамент городского имущества города Москвы предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее требованиям благоустроенности, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм предоставления.
В обосновании исковых требований истец указала, что обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ней было закреплено жилое помещение по адресу:... Распоряжением мэра Тулунского муниципального района N 217-рг от 17 апреля 2015 г..указанное решение было отменено, в 2015 году в возрасте 23-х лет истец приняла решение переехать в г..Москву. С 17.11.2021 истец зарегистрирована по месту пребывания в г..Москве, в 2022 года Миндалева А.Н,... года рождения обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений. Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы 17 августа 2022 г..N 1571-Р истцу отказано Миндалевой А.Н. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
Данное распоряжение истец считает незаконным и не обоснованным, поскольку основания для отказа во включения в список приведены в п. 35 Правил формирования списка детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации, который носит исчерпывающий характер и который не подлежал применению к истцу, поскольку жилое помещение ей не предоставлено. Таким образом, полагает, что оспариваемое распоряжение нарушает ее право на обеспечение жильем.
Представитель истца по доверенности Красавин С.К. в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и третьего лица ГБУ Центр "Содействие" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит истец Миндалева А.Н. в апелляционной жалобе.
Истец Миндалева А.Н, извещенная о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание апелляционной инстанции, не явилась, воспользовался правом, предусмотренным ст. 48 ГПК РФ на ведение дела через представителя по доверенности Красавина С.К, который в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители ответчика ДТи СЗН г.Москвы по доверенности Пантелеев А.В, возражал против удовлетворения требований.
Третьи лица, извещенные о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении дела не представили.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчиков и третьего лица.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены в Жилищном кодекса РФ и Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Судом первой инстанции было установлено и подтверждается материалами дела, что Миндалева А. Н,... года рождения, уроженка... области, относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ней было закреплено жилое помещение по адресу:...
Распоряжением мэра Тулунского муниципального района N 217-рг от 17 апреля 2015 г. указанное решение по заявлению Миндалевой А.Н. от 25.03.2015г. было отменено (л.д. 20).
Из искового заявления, объяснений представителя истца и материалов дела следует, что до 2016 г. истец проживал на территории Иркутской области, сведений об изменении места жительства и проживании в г.Москве по месту пребывания до 17.11.2021 (л.д.70), истцом суду не представлено.
Согласно копии паспорта Миндалева А.Н, в возрасте 29 лет зарегистрирована по месту пребывания в г.Москве с 17.11.2021 года по адресу...
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 17 августа 2022 года N12571-Р истцу отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению, жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку на момент возникновения права на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением город Москва не являлся местом его жительства.
Не согласившись с указанным решением Департамента, истец обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Москве регулируются Законом города Москвы от 30.11.2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно п.3 ч.1 ст.13 указанного Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва; 2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве; 3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
Согласно п. 20 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет, исключаются из списка в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с абз. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Таким образом, вопреки доводам истца, событием с которым закон связывает наступление гражданско-правовых последствий в виде возникновения обязательства по обеспечению ребенка-сироты жилым помещением, является достижением им возраста 18 лет или приобретение полной дееспособности, именно по достижении ребенком-сиротой возраста 18 лет или полной дееспособности, у него возникает право, а у соответствующего субъекта Российской Федерации, который именно на этот момент является место постоянного места жительства ребенка-сироты, обязательства по обеспечению его жилым помещением.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п.3 Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" (далее - Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 N 397) в список включаются:
дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации;
лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные истцом требования, установив, что город Москва не являлся ни местом выявления и первичного устройства истца, ни местом регистрации его рождения, ни местом нахождения организации для детей-сирот, в которых истец завершал свое пребывание, ни местом жительства лиц, у которых истец находился на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание), пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Москве регулируются Законом города Москвы от 30.11.2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно п.3 ч.1 ст.13 указанного Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва; 2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве; 3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
Согласно п. 20 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет, исключаются из списка в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с п.23 Правил, при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители. Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.
Таким образом, дети-сироты могут в период с 18 лет до 23 лет самостоятельно обратиться с указанным заявлением. Для реализации права на исключение из списка в ином субъекте РФ и включения в Список города Москвы необходимо два условия: перемена места жительства должна состояться до достижения возраста 18 лет; лицо, переменившее место жительство до 18 лет, должно обратиться с соответствующим заявлением в период с 18 лет до 23 лет, если их законный представитель не обращался с заявлением.
Как верно отмечено судом первой инстанции, доказательств перемены места жительства истца до 18 лет, не представлено, на учете в органах опеки и попечительства в городе Москве истец не состояла, и доказательств, подтверждающих, что до достижения возраста 18 лет, город Москва являлся местом жительства истца не представлено. Местом жительства истца на 2015г. являлась.., что подтверждает копия паспорта выданного истцу (л.д. 57). До 18 лет, то есть на момент возникновения права на обеспечение жилым помещением, истец не имела места жительства в городе Москве и в органах опеки и попечительства города Москвы на учете не состояла.
Доводы апелляционной жалобы истца в части несогласия с указанными выводами суда, а именно, что право на включение в Список города Москвы, сохраняется у истца, вне зависимости от того, сколького ей было лет на момент переезда в город Москвы на постоянное место жительства, судебная коллегия отклоняет как основанные на неверном толковании права.
Так, согласно п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с абз. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Таким образом, вопреки доводам истца, событием с которым закон связывает наступление гражданско-правовых последствий в виде возникновения обязательства по обеспечению ребенка-сироты жилым помещением, является достижением им возраста 18 лет или приобретение полной дееспособности, именно по достижении ребенком-сиротой возраста 18 лет или полной дееспособности, у него возникает право, а у соответствующего субъекта Российской Федерации, который именно на этот момент является место постоянного места жительства ребенка-сироты, обязательства по обеспечению его жилым помещением.
Таким образом, дети-сироты подлежат обеспечению жилым помещением в том субъекте Российской Федерации, который являлся их место жительства на момент возникновения права на обеспечение жилым помещением и в котором ребенок-сирота включен в Список.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, положения Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в части условия предоставления соответствующих дополнительных гарантий устанавливающих, что их местом жительства должен быть город Москва, положениям Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не противоречат и не ухудшают положение детей-сирот по сравнению с названным Федеральным законом.
Таким образом, разрешая требования истца по существу, суд установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями закона, регулирующими спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об отказе в иске, поскольку на момент достижения истцом возраста 18 лет, что, в силу приведенных норм права, имеет существенное значение, поскольку именно в этот момент у истца возникло право, а у субъекта Российской Федерации в котором она постоянно проживала и которым на тот момент являлась Иркутская область - обязанности по обеспечению истца жилым помещением, город Москва не являлся ни местом выявления и первичного устройства истца, ни местом регистрации ее рождения, ни местом нахождения организации для детей-сирот, в которых истец завершал свое пребывание; ни местом жительства лиц, у которых истец находился на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их соответствующими требованиям действующего законодательства и установленным обстоятельствам.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Басманного районного суда города Москвы от 17 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Миндалевой А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.