Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, и судей фио, фио, при помощнике судьи фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио апелляционную жалобу фио на решение Тверского районного суда адрес от 2 октября 2023 года по гражданскому делу N 2-3133/2023 (УИД 77RS0027-02-2023-004437-81) по иску фио к Правительству адрес, Управе адрес о признании действий незаконными, взыскании компенсации, судебных расходов,
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с иском о признании незаконными действий сотрудников Управы адрес, взыскании с Правительства адрес денежной компенсации в размере сумма в связи с демонтажем принадлежащего ему гаража, расположенного по адресу: адрес, судебных расходов.
В обоснование заявленных требований истец указал, что снос данного объекта носил незаконный характер, документы, послужившие основанием для демонтажа гаража, ему не предоставлялись, решение Окружной комиссии не вручалось.
Решением Тверского районного суда адрес от 2 октября 2023 года постановлено: В удовлетворении иска фио к Правительству адрес, Управе адрес о признании действий незаконными, взыскании компенсации, судебных расходов, отказать.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит фио по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле не явились, несмотря на надлежащее уведомление о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем, с учетом положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Из материалов дела следует, что Решением Исполнительного комитета Кировского районного совета народных депутатов адрес от 17.10.1990 N 5087 истцу во временное пользование был выделен земельный участок по адресу: адрес.
Истцом был установлен металлический гараж площадью 6х3 метра, который снесен на основании решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории адрес от 17.06.2022.
Размер компенсации за демонтаж гаража определен на основании отчета об оценке, выполненного по инициативе истца организацией ООО "ЦНО Эксперт" в виде рыночной стоимости объекта в размере сумма
Решение Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории адрес было оформлено выпиской из протокола заседания Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства N 29-04-8/02-15 от 27.06.2022.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Бабушкинского районного суда адрес от 28.12.2022 по делу N 2-6199/2022 установлено, что 28.06.2022 Управа адрес разместила на объекте, подлежащем демонтажу, уведомление об освобождении земельного участка от металлического гаража в срок до 04.07.2022.
Установлено, что на основании решения Исполнительного комитата Кировского районного совета народных депутатов адрес от 17.10.1990 N 5087 земельный участок с адресными ориентирами: 5 адрес выделен фио во временное пользование для установки металлического гаража заводского изготовления.
Согласно приложенной к указанному решению схеме, установка гаража согласована без права производства земляных работ.
Названным судебным актом фио отказано в удовлетворении требований о признании права собственности на спорный объект на основании положений ст. 234 ГК РФ.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы о незаконности судебного решения, судебная коллегия находит их необоснованными.
Порядок взаимодействия органов исполнительной власти адрес в рамках предоставленных им полномочий по освобождению земельных участков, находящихся в собственности адрес, и земельных участков на территории адрес, государственная собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, определяется Положением о взаимодействии органов исполнительной власти адрес при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 02 ноября 2012 года N 614-ПП (далее - Положение).
В силу п. 2 Положения рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства.
В соответствии с п. 1.1. Положения об окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 31 мая 2011 года N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории адрес", окружная комиссия по пресечению самовольного строительства является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа адрес в целях комиссионного рассмотрения фактов незаконного размещения на земельных участках, находящихся в собственности адрес, и земельных участках, находящихся на территории адрес, государственная собственность на которые на разграничена, объектов, не являющихся объектами капитального строительства.., а также выработки предложений по совершенствованию механизмов выявления, профилактики и пресечения самовольного строительства на территории соответствующего административного округа адрес.
Порядок выявления незаконно размещенных на земельных участках объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и освобождения земельных участков от таких объектов регламентирован разделом II Положения, которое четко разграничивает полномочия между управами района адрес, префектурами административных округов адрес и иными органами исполнительной власти адрес.
Согласно Положению об управе района адрес в сфере предотвращения и противодействия самовольному строительству управа района осуществляет мониторинг территории района на предмет выявления фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности адрес, и земельных участков, находящихся на территории адрес, государственная собственность на которые не разграничена, самовольного строительства, реконструкции, в том числе по заявлениям физических и юридических лиц (п. 2.3.2); информирует о выявленных фактах... уполномоченные органы исполнительной власти адрес (п. 2.3.3); выявляет незаконно размещенные на территории района объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, в том числе нестационарные торговые объекты, составляет акты о выявлении указанных объектов и направляет их в префектуру административного округа (п. 2.3.4).
Согласно п. 2.3.5 Положения о префектуре административного округа адрес, в сфере предотвращения и противодействия самовольному строительству префектура округа, помимо прочего, обеспечивает в установленном Правительством Москвы порядке выполнение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, снос самовольных построек, освобождение земельных участков, находящихся в собственности адрес, и земельных участков, находящихся на территории адрес, государственная собственность на которые не разграничена, уведомление собственников (правообладателей) зданий, строений, сооружений (помещений в них) или их законных представителей по вопросам, касающимся восстановления внешних поверхностей здания, строения, сооружения (в том числе крыш и фасадов) после сноса самовольных построек или после освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, благоустройство территорий после сноса самовольных построек, освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, восстановление внешних поверхностей зданий, строений, сооружений (в том числе крыш и фасадов) после сноса самовольных построек или после освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также размещение сообщений о планируемом сносе самовольных построек на информационных щитах в границах земельных участков, на которых созданы (возведены) самовольные постройки.
В соответствии с пунктом 3 Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП, незаконно размещенными на земельных участках объектами являются объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, размещенные на земельных участках, находящихся в собственности адрес, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, оформленных в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и адрес, либо в случае, когда истек срок действия документов, являющихся основанием для размещения таких объектов.
Документами, служащими основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, являются:
- действующий договор на размещение объекта, не являющегося объектов капитального строительства;
- действующий договор аренды земельного участка для размещения, не являющегося объектов капитального строительства;
- действующий договор безвозмездного срочного пользования для размещения объекта, не являющегося объектов капитального строительства
При принятии решения, суд пришел к выводу об отсутствии у истца перечисленных документов.
Кроме того, допустимых доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что гараж является капитальным строением, не представлено, равно как и доказательств того, что постройка соответствовала установленным требованиям и сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозы жизни и здоровью граждан.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Действительно, совокупностью собранных по делу доказательств подтверждается, что фио, будучи уведомленным надлежащим образом о решении окружной комиссии по пресечению самовольного строительства об освобождения земельного участка по адресу: адрес, от самостоятельного демонтажа спорного объекта уклонился.
Суд обоснованно исходил из того, что земельный участок, на котором был расположен спорный гараж, не сформирован, не поставлен на кадастровый учет, не обременен земельно-правовыми отношениями.
Принятое решение Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории адрес от 17.06.2022 оспорено не было, принято в соответствии с законодательством и в рамках предоставленных Окружной комиссии полномочий.
При таком положении, является верным вывод суда о том, что объект был демонтирован в рамках исполнения постановления Правительства Москвы от 02.11.2012 N614-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти адрес при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектах, не являющихся капитальными строительствами, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов", которое не предусматривает какой-либо денежной компенсации за освобождение земельного участка.
Суд пришел к правильному выводу о том, что у истца в связи со сносом гаража право на выплату денежной компенсации не возникло.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, действия Управы адрес по демонтажу спорного объекта соответствовали порядку, установленному нормативно-правовыми актами адрес.
В связи с недоказанностью истцом обстоятельств, изложенных в иске, суд правильно отказал в удовлетворении требований фио о признании незаконными действий по сносу гаража и взыскании компенсации.
Требования о взыскании судебных расходов, удовлетворению не подлежат, так как являются производными от основного требования, в удовлетворении которого судом отказано.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает выводы суда, изложенные в решении, соответствующими собранным по делу доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, судом все юридически значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия, определила:
Решение Тверского районного суда адрес от 2 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.