Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеева О.В., судей Рубцовой Н.В., Кирпиковой Н.С., при секретаре Черных В.В., рассмотрев по докладу судьи Гордеевой О.В. в открытом судебном заседании административное дело N 2а-057/2023 по административному иску фио к ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по адрес, ФСИН России по адрес о взыскании компенсации за нарушение условий содержания
по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Бабушкинского районного суда адрес от 10 февраля 2023 года об отказе в удовлетворении исковых требований,
УСТАНОВИЛА:
Баранов В.Г. обратился в суд с административным иском, в котором просил взыскать с ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по адрес компенсацию морального вреда в размере сумма
В обоснование требований истец указал, что он в период с 13.09.2007 г. по 06.02.2009 г. содержался в СИЗО в камерах N202, N209, N305, N313, N401, N412. По мнению фио администрацией СИЗО были нарушены условия его содержания. Так в частности: в камерах были установлены двухъярусные кровати, которые не отвечали требованиям безопасности, не оборудованы лестницами и ограничителями, предупреждающими падение со второго яруса; камеры оборудованы местами для приема пищи, рассчитанными на количество лиц, меньшее, чем содержащееся в камере; санузлы не оборудованы туалетной кабинкой, вода в умывальниках только холодная; камеры были переполнены лицами, содержащимися под стражей, в камерах пребывало такое количество заключенных, на которое камеры не рассчитаны; во всех камерах было слабое освещение, отсутствовала вентиляция; административному истцу предоставлялась возможность принять душ один раз в неделю, при этом душевые комнаты, по мнению фио, также не были оборудованы надлежащим образом, отсутствовали перегородки, тазы для стирки, резиновые коврики, время, отведенное для помывки, было недостаточным. Указанными условиями содержания в СИЗО Баранову В.Г, по его мнению, был причинен моральный вред, размер компенсации которого он оценивает в сумма
Решением Бабушкинского районного суда адрес от 10 февраля 2023 года в удовлетворении требований фио отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить данный судебный акт как незаконный, утверждая о нарушении судом норм материального и процессуального права, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав путем использования систем видеоконференц-связи объяснения административного истца фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1). При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
Как установилсуд первой инстанции и подтверждается материалами дела, Баранов В.Г. в период с 13.09.2007 г. по 06.02.2009 г. содержался в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по адрес в камерах N202, N209, N305, N313, N401, N412.
Так в частности суд установил, что указанные камеры СИЗО, где в исследуемый период времени содержался Баранов В.Г, оборудованы в соответствии с требованиями п. 42 ПВР, а именно в каждой из камер установлены: двухъярусные кровати, которые отвечают установленным нормам; стол и скамейки с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкаф для продуктов; вешалка для верхней одежды; полка для туалетных принадлежностей; зеркало; бачок с питьевой водой; подставка под бачок для питьевой воды; радиодинамик для вещания общегосударственной программы; урна для мусора; тазы для гигиенических целей и стирки одежды; светильники дневного и ночного освещения; телевизор; вентиляционное оборудование; тумбочка под телевизор; унитаз, умывальник; система водяного отопления; штепсельные розетки для подключения бытовых приборов; вызывная сигнализация.
Все камеры оборудованы естественной приточно-вытяжной и принудительной вентиляцией. Приточно-вытяжная система вентиляции состоит из вентиляторов различной величины, что способствует 15-17 кратному воздухообмену в час, что отвечает требованиям СП 247.1325800.2016. Нарушений вентиляционной системы установлено не было.
Оконные проемы и освещение соответствуют "Нормам проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста РФ" СП 15-01 и оборудованы металлической решеткой, деревянными рамами для обеспечения изоляции подозреваемых и обвиняемых. Камеры учреждения оборудованы круглосуточным искусственным освещением мощностью не более 100 Вт, дежурное освещение - 75 Вт.
Санитарная обработка заключенных проводится в соответствии с требованиями п. 45 ПВР, каких-либо нарушений судом при этом установлено не было.
Санузлы, а также душевые комнаты в СИЗО оборудованы в установленном законом порядке, горячая вода присутствует, работоспособность сантехнического оборудования на ежедневной основе проверяется сотрудниками СИЗО.
Судом установлено, что питание в СИЗО организовано согласно требованиям приказа Минюста России от 26.02.2016 г. N 48 "Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях ФСИН на мирное время", а также приказа ФСИН РФ от 02.09.2016 г. N696, и в соответствии с суточными нормами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 г. N 205.
В камерах поддерживается температурный режим от 18 до 23 градусов.
Таким образом суд установил, что условия содержания под стражей в СИЗО, в том числе количество лиц, содержащихся под стражей в камере, оборудование камерных помещений, размещение и оборудование санузлов в них, оконных проемов, вентиляции, соблюдение санитарных норм, организация питания, оказание медицинской помощи и т.д, соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Минюста России от 14.10.2005 г. N 189, Нормами проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России, утвержденными Приказом Минюста России N 161-дсп.
Обеспечение надлежащих условий содержания фио в период его содержания в СИЗО в рассматриваемый период также подтверждается, в том числе, отсутствием каких-либо обращений в адрес администрации (иных инстанций) по поводу ненадлежащих условий содержания со стороны администрации.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что предусмотренных законом оснований для их удовлетворения при разрешении настоящего дела не установлено; доказательств нарушения условия содержания административного истца в материалы дела не представлено, а также не представлено доказательств, подтверждающих причинение вреда его здоровью, физических и нравственных страданий, связанных с действиями (бездействием) административных ответчиков.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении требований, он соответствует закону и установленным по делу обстоятельствам, подтверждается собранными по делу доказательствами, является мотивированным. Оснований для признания его незаконным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", данный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии со ст. 4 указанного Закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
В силу ст. 7 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности; учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы и гауптвахты; в случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.
На основании ст. 8 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Согласно статье 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые-условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры (в редакции Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ). Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, по своему существу они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бабушкинского районного суда адрес от 10 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 мая 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.