Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Кирпиковой Н.С., судей фио, фио
при секретаре Галан А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-724/2023 по административному иску Вардхана Керолосе Ботрос Ахнух к Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству о признании незаконным решения
по апелляционной жалобе административного истца Вардхана Керолосе Ботрос Ахнух на решение Пресненского районного суда адрес от 16 октября 2023 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Вардхан Керолосе Ботрос Ахнух обратился в суд с административным иском к Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее - Россотрудничество) о признании незаконным решения об отклонении заявки на обучение в пределах квоты Правительства РФ, ссылаясь на то, что им подана заявка на получение образования в Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета Российской Федерации в пределах квоты Правительства Российской Федерации с приложением всех необходимых документов, в том числе рекомендаций и согласия институтов/университетов на прием на обучение в рамках вышеуказанной квоты. 17 апреля 2023 года истец получил уведомление, что заявка отклонена после проверки. В качестве причины отклонения указано, что граждане Российской Федерации, имеющие регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации в период приемной кампании и/или завершающие обучение в российской образовательной организации, не могут быть отнесены к кругу лиц, относящихся к соотечественникам, проживающим за рубежом, следовательно, не могут претендовать на обучение в пределах квоты Правительства Российской Федерации.
Данное решение административный истец полагал незаконным, ссылаясь на то, что на территории РФ постоянной регистрации не имеет, проживает в Египте.
Решением Пресненского районного суда адрес от 16 октября 2023 года в удовлетворении административного иска Вардхана Керолосе Ботрос Ахнух отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Вардхана Керолосе Ботрос Ахнух и его представитель по доверенности фио ставят вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного истца Вардхана Керолосе Ботрос Ахнух, представителя административного ответчика Россотрудничества по доверенности Качаловой Д.Г, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Статьей 78 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что иностранные граждане имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами РФ и Законом об образовании (часть 1).
Иностранные граждане имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации (далее - квота), а также за счет средств физических лиц и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг (часть 3).
Иностранные граждане, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации при условии соблюдения ими требований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (часть 4).
Порядок отбора иностранных граждан на обучение в пределах квоты, а также предъявляемые к ним требования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (часть 6).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 года N 2150 "Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" утверждены квоты для лиц, получающих образование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в образовательных организациях по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования.
Данным Постановлением Правительства РФ установлено, что квота на образование в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, получаемое в образовательных организациях по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, не превышает в 2021 году 18 тыс. человек, в 2022 году - 23 тыс. человек и начиная с 2023 года - 30 тыс. человек.
Согласно Порядку отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, а также предъявляемых к ним требований, утвержденному приказом Минобрнауки России от 3 ноября 2020 года N 1378, отбор иностранных граждан на обучение в Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется в два этапа.
Первым этапом является проведение рабочими группами (комиссиями) дипломатических представительств Российской Федерации и представительств Россотрудничества за рубежом отборочных мероприятий на территории зарубежной страны.
Второй этап отбора осуществляется образовательными организациями, готовыми принять на обучение иностранных граждан из числа отобранных на первом этапе кандидатов.
По итогам отборочных мероприятий на первом этапе отбора приема иностранных граждан определяется список кандидатов, сформированный уполномоченным в установленном порядке органом или организацией зарубежной страны. Список кандидатов ранжируется по убыванию значений результатов отборочных мероприятий кандидатов. На каждого кандидата формируется лист с результатами отборочных испытаний.
Количество иностранных граждан в списке не может превышать квоту, установленную зарубежной стране планом приема.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года N99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников" соотечественниками за рубежом являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что Вардхан Керолосе Ботрос Ахнух создал в Государственной информационной системе "Образование в Российской Федерации для иностранцев" ГИС "ОРФИ" (https://education-in-russia.com/) заявку N EGY-10017/23 для участия в отборе на обучение в России в пределах квоты Правительства РФ в 2023/2024 учебном году по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по научной специальности "акушерство и гинекология".
Вардханом Керолосе Ботрос Ахнух было указано наличие гражданства Арабской Республики Египет с приложением скана-копии паспорта гражданина Арабской Республики Египет (N А23002256, выданный 28 июля 2018 года), также были приложены скан-копия вида на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации (82 N 0506310, дата выдачи: 19 декабря 2018 года, действителен по 19 декабря 2023 года) и скан-копия свидетельства о регистрации по месту пребывания (N 668 от 06 апреля 2023 года), действительного по 31 августа 2023 года.
12 апреля 2023 года Вардхан Керолосе Ботрос Ахнух в ГИС "ОРФИ" загрузил скан-копию анкеты-заявления, в пункте 9 которой указал наличие гражданства Российской Федерации и скан-копию паспорта гражданина Российской Федерации (серия и номер: 4623 056041, выдан 28 марта 2023 года ГУ МВД России по адрес).
При этом в пункте 11 анкеты-заявления был указан адрес постоянного проживания: 117437, Москва, адрес, комната 14-02.
Судом установлено, что 28 марта 2023 года Вардхан Керолосе Ботрос Ахнух документирован паспортом гражданина РФ.
17 апреля 2023 года поданная Вардханом Керолосе Ботрос Ахнух заявка отклонена, поскольку он не может быть отнесен к кругу лиц, признанных соотечественникам, проживающими за рубежом.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд исходил из того, что согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве в Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 года N 2150 "Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" ежегодная квота на образование в Российской Федерации предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, в том числе соотечественникам, проживающим за рубежом.
Постоянное проживание за пределами территории Российской Федерации в течение всего периода проведения приемной кампании является обязательным критерием отнесения к категории соотечественников, проживающих за рубежом. Граждане Российской Федерации, имеющие регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации в указанный период и/или завершающие обучение в российской образовательной организации, не могут быть отнесены к кругу лиц, относящихся к соотечественникам, проживающим за рубежом, следовательно, не могут претендовать на обучение в пределах квоты Правительства Российской Федерации.
Доводы административного истца о том, что он не имеет постоянной регистрации в РФ, судом проверены и отклонены как не свидетельствующие о наличии оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Из дела видно, что в 2021 году Вардхан Керолосе Ботрос Ахнух окончил ФГБОУ ВО "Алтайский государственный медицинский университет" Минздрава РФ по специальности лечебное дело, в 2021-2023 году проходил обучение в ординатуре РНИМУ им. Н.И. Пирогова по программе "Акушерство и гинекология", с 18 июля 2022 года работал в ГБУЗ "Жуковская городская клиническая больница" в должности врача-терапевта участкового, с 6 августа 2022 года в порядке внешнего совместительства работал в ГАУЗ МО "Воскресенская областная больница", на основании трудового договора от 13 января 2023 года принят в ГАУЗ МО "Воскресенская областная больница" на должность врача приемного отделения в качестве основного места работы.
С 2017 года по 2020 года Вардхану Керолосе Ботрос Ахнух было разрешено временное проживание на территории РФ, о чем ГУ МВД России по Алтайскому краю выдано разрешение.
19 декабря 2018 года Вардханом Керолосе Ботрос Ахнух получен вид на жительство на территории РФ.
Из решения комиссии ГУ МВД России по адрес по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка NНРЯУ2022-1768 от 13 сентября 2022 года следует, что Вардхан Керолосе Ботрос Ахнух зарегистрирован по виду на жительство иностранного гражданина по адресу: адрес, кв. 339/2.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания в период с 6 апреля 2023 года по 31 августа 2023 года Вардхан Керолосе Ботрос Ахнух зарегистрирован по месту пребывания по адресу: адрес общежитие.
Таким образом, Вардхан Керолосе Ботрос Ахнух, являясь российским гражданином, в течение длительного времени проживая на территории РФ, обучаясь и осуществляя трудовую деятельность, не может быть признан соотечественником, проживающим за рубежом.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о законности оспариваемого решения Россотрудничества об отклонении заявки административного истца на обучение в пределах квоты Правительства РФ.
При этом судом указано на то, что истец как гражданин РФ вправе поступить на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на конкурсной основе, в связи с чем его право на получение образования не может быть признано нарушенным.
Кроме того, судом указано также на пропуск Вардханом К.Б.А без уважительных причин срока на обращение в суд с настоящим иском, установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом.
Обжалуемое решение суда принято с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению; верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что на дату подачи заявления на получение квоты у него не было гражданства РФ, до настоящего времени у него нет регистрации на территории РФ, поскольку он постоянно проживает в Египте, в г.Кена, на правомерность выводов суда не влияют, поскольку не опровергают выводов суда о том, что административный истец, получив гражданство РФ до завершения процедуры рассмотрения его заявки, постоянно проживая на территории РФ, обучаясь и осуществляя трудовую деятельность, не может быть признан соотечественником, проживающим за рубежом, следовательно, не может претендовать на обучение в рамках квоты, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 года N 2150.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права; нарушений статьи 84 КАС РФ при оценке собранных по делу доказательств не допущено.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от 16 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 июня 2024 года
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.