Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей Афанасьевой И.И., Шайхутдиновой А.С., при секретаре Богдановой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N 02а-0794/2023 по административному исковому заявлению Артуганова Леонида Леонидовича к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании уведомлений незаконными, обязании внести сведения о ранее учтенном земельном участке и осуществить государственную регистрацию права на земельный участок и жилой дом, по апелляционным жалобам представителя административного ответчика Управления Росреестра по Москве по доверенности Атемасовой А.А, представителя заинтересованного лица Департамента городского имущества адрес по доверенности фио на решение Бутырского районного суда адрес от 28 сентября 2023 года об удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Артуганов Л.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании уведомлений незаконными, обязании осуществить государственную регистрацию, в котором просил признать незаконным и отменить: уведомление от 10.05.2023 N КУВД-001/2023-18028818/1 об отказе во внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, земельном участке площадью 536, 3 кв. м. по адресу: адрес, уведомление от 11.05.2023 N КУВД-001/2023-18023863/1 о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 536, 3 кв. м. по адресу: адрес, уведомление от 17.05.2023 N КУВД-001/2023-18024116/2 о приостановлении государственной регистрации права собственности на жилой дом общей площадью 143, 5 кв.м, расположенный по адресу: адрес.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил свои требования, в дополнение к ранее заявленным, просил признать незаконными и отменить уведомление от 10.08.2023 г. и N КУВД-001/2023-18023863/4 об отказе государственной регистрации прав на земельный участок площадью 536, 3 кв. м. по адресу: адрес, уведомление от 16.08.2023 N КУВД-001/2023-18024116/4 об отказе государственной регистрации права собственности на жилой дом общей площадью 143, 5 кв.м, расположенный по адресу: адрес.
Одновременно административный истец просил возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) внести сведения в ЕГРН о ранее учтённом земельном участке и зарегистрировать право собственности на земельный участок площадью 536, 3 кв. м. по адресу: адрес, а также зарегистрировать право собственности на жилой дом общей площадью 143, 5 кв.м, расположенный по адресу: адрес, за Артугановым Леонидом Леонидовичем.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является коренным жителем дачного поселка им. Ларина, расположенного в адрес. Ему с 2001 года на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок общей площадью 536, 3 кв.м, находящийся на адрес им. Ларина, расположенный по адресу: адрес, дачный поселок им. Ларина, адрес. На данном земельном участке находятся принадлежащие ему на праве собственности жилые дома кадастровые номера 77:02:0001007:1115 и 77:02:0001007:1147.
02.05.2023 г.
Артуганов Л.Л.
подал через МФЦ в Управление Росреестра по Москве одновременно три заявления: заявление N MFC-0558/2023-675043-1 о внесении сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости, земельном участке площадью 536, 3 кв.м по адресу: адрес, с заявлением N MFC-0558/2023-675270-1 о регистрации права собственности на этот земельный участок, а также заявление
N MFC-0558/2023-675475-1 о регистрации права собственности на принадлежащий ему жилой дом, общей площадью 154, 3 кв.м кадастровый номер 77:02:0001007:1147, расположенный на этом земельном участке по адресу: адрес. По результатам рассмотрения заявлений Артуганову Л.Л. были выданы обжалуемые им уведомления. Административный истец указывает, что уведомления Управления Росреестра по Москве вынесены незаконно с нарушением норм действующего законодательства, а также ущемляют его права владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом.
Решением Бутырского районного суда адрес от 28 сентября 2023 года постановлено:
Административное исковое заявление Артуганова Леонида Леонидовича к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании уведомлений незаконными, обязании внести сведения о ранее учтенном земельном участке и осуществить государственную регистрацию права на земельный участок и жилой дом - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить уведомление от 10.05.2023 N КУВД-001/2023-18028818/1 об отказе во внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, земельном участке площадью 536, 3 кв. м. по адресу: адрес.
Признать незаконным и отменить уведомление от 11.05.2023 N КУВД-001/2023-18023863/1 о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 536, 3 кв. м. по адресу: адрес.
Признать незаконным и отменить уведомление от 10.08.2023 г. N КУВД-001/2023-18023863/4 об отказе государственной регистрации прав на земельный участок площадью 536, 3 кв. м. по адресу: адрес.
Признать незаконным и отменить уведомление от 17.05.2023 N КУВД-001/2023-18024116/2 о приостановлении государственной регистрации права собственности на жилой дом общей площадью 143, 5 кв.м, расположенный по адресу: адрес.
Признать незаконным и отменить уведомление от 16.08.2023 N КУВД-001/2023-18024116/4 об отказе государственной регистрации права собственности на жилой дом общей площадью 143, 5 кв.м, расположенный по адресу: адрес.
Возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) внести сведения в ЕГРН о ранее учтённом земельном участке и зарегистрировать право собственности на земельный участок площадью 536, 3 кв. м. по адресу: адрес, а также зарегистрировать право собственности на жилой дом кадастровый номер 77:02:0001007:1147
общей площадью 143, 5 кв.м, расположенный по адресу: адрес, за Артугановым Леонидом Леонидовичем.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителя административного ответчика по доверенности фио, представителя заинтересованного лица ДГИ адрес по доверенности фио, возражения представителя административного истца и заинтересованного лица ДСК им. Ларина по доверенности фио, проверив решение, приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований фио
При этом, суд исходи из того, что земельный участок, расположенный по адресу: адрес, не исключен из оборота, находится в единой массе земель ДСК им. Ларина, который был образован в системе рабочего жилищного строительного кооператива транспортников в 1931 году с отводом земельного участка в бессрочное пользование, что утверждено актом президиума коммунистического рабочего исполнительного комитета от 29 апреля 1931 года.
Первоначальный государственный учет земельного участка 11 по адрес был осуществлен путем утверждения Московской Областной Междуведомственной Планировочной Комиссией плана планировки дачного посёлка им. Ларина 23.07.1931 года. Уточнение информации о границах разграниченного земельного участка, предоставленного ДСК им. Ларина в постоянное (бессрочное) пользование (кадастровый номер 021700150), и о возникновении прав на этот участок, а также государственная регистрация прав на него, были произведены на основании комплекса работ по инвентаризации земель и ведению земельного кадастра на адрес им. Ларина фио адрес (заказ N 6126 от 1995 г.), о чем в Государственном фонде данных Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве имеется инв.
N 27-0/16616 от 21.06.2013 г. На основании комплекса работ по инвентаризации земель и ведению земельного кадастра на адрес им. Ларина фио адрес в 1995 г. был также произведен учет земельного участка, пользователем которого Артуганов Л.Л. является 22 года. Данная информация указана в справке ДСК им. Ларина
N 10 от 15.04.2023 г.
Первоначальный отвод земельного адрес им. Ларина для дачного строительства был осуществлен 16.03.1931 г. на основании акта землеустройства, утвержденного Президиумом Коммунистического РИКа 29.04.1931 г, что подтверждено имеющимся Актом от 28.04.1941 г. "Отвода земельного адрес им Ларина в адрес". Согласно акту от 28.04.1941 г. отвод земельного адрес им Ларина в адрес был осуществлен на праве бессрочного пользования.
Как следует из справки ДСК им. Ларина, принадлежащий Артуганову Л.Л. земельный участок и расположенный на нем жилой дом находятся в пределах границ разграниченного земельного участка, принадлежащего ДСК им. Ларина. адрес не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении него не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. адрес образован из земельного участка, предоставленного ДСК им. Ларина до дня вступления в силу Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" для дачного хозяйства.
адрес, расположенный по адресу: адрес, ранее на основании решений общего собрания членов ДСК им. Ларина неоднократно предоставлялся в пользование членам ДСК им. Ларина и находится в постоянном непрерывном пользовании у ДСК им. Ларина и его членов с момента его образования до настоящего времени.
Одним из пользователей земельного участка являлась член ДСК им. Ларина фио, о чем имеется запись в инвентаризации земель ДСК им. Ларина адрес от 1995 г, хранящейся в гос. фонде адрес Москвы. Законность юридического факта закрепления решениями общих собраний членов ДСК (за период с 1931 г по настоящее время) права постоянного пользования земельным участком за всеми предыдущими пользователями, за членами ДСК им. Ларина, а также за Артугановым Л.Л. была подтверждена решением общего собрания членов ДСК им. Ларина 15.09.2019 г.
27.07.2001 г. между бывшим членом ДСК им. Ларина фио и Артугановым Л.Л. был заключен договор купли-продажи домовладения, согласно которому он приобрел право собственности на жилой дом (кадастровый номер 77:02:0001007:1115) общей площадью 38, 9 кв. м, расположенный на земельном участке площадью 1088 кв.м по адресу: адрес. Данный жилой дом является его постоянным местом жительства.
Согласно п. 2 статьи 271 ГК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
В связи с переходом права собственности на жилой дом, находящийся по адресу: адрес, Артуганов Л.Л. был принят в члены ДСК им. Ларина и за ним был закреплен распределенный земельный участок общей площадью 1088 кв.м. по адресу: адрес, ДСК им. Ларина, адрес, на праве бессрочного пользования. В дальнейшем в результате раздела и проведения кадастровых работ площадь земельного участка была уточнена и составила 536, 3 кв.м. адрес, предоставленный ДСК им. Ларина Артуганову Л.Л. как члену кооператива в постоянное (бессрочное) пользование, является ранее учтенным и подлежит постановке на кадастровый учет, так как право на него возникло до 31.01.1998 г. и не прекращено до настоящего времени, в соответствие с ч. 5 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Членом ДСК им. Ларина Артугановым Л.Л. осуществлено строительство жилого дома общей площадью 154, 3 кв. адрес жилой дом был поставлен на кадастровый учет 77:02:0001007:1147 и на него член ДСК им. Ларина Артуганов Л.Л. вправе зарегистрировать право собственности.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок является, в том числе и документ, удостоверяющий право гражданина на земельный участок, которым является справка ДСК им. Ларина.
Оформление права собственности члена ДСК им. Ларина на земельный участок, находящийся у него в постоянном пользовании, осуществляется в заявительном порядке путем подачи членом ДСК заявления в Росреестр с приложением к нему правоустанавливающего документа - справки ДСК им. Ларина, подтверждающей права пользования земельном участком на территории дачного поселка члена ДСК
.
Административный ответчик в решениях о приостановлении, отказе в регистрации права собственности на земельный участок и жилой дом указал, что представленная административным истцом с заявлениями справка ДСК им. Ларина N 10 от 15.04.2023 г. не может быть рассмотрена в качестве документа, устанавливающего государственный кадастровый учёт земельного участка, и не является документом, подтверждающим возникновение права собственности в отношении объектов недвижимости.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в описи документов, принятых от фио для оказания услуги по внесению сведений о ранее учтенном земельном участке указано, что им была предоставлена справка ДСК им. Ларина N 10 от 15.04.2023 г. и документ, подтверждающий осуществление государственными органами, в том числе и самим административным ответчиком ранее учёта этого земельного участка, комплекс работ по инвентаризации земель и ведению земельного кадастра на адрес им. Ларина адрес в 1995 г.
Административный ответчик в обосновании своего решения о приостановлении государственной регистраци права собственности на жилой дом указал, что представленная административным истцом справка ДСК им. Ларина N 10 от 15.04.2023 г. не может быть им рассмотрена в качестве документа - основания возникновения права собственности, так как не соответствует требованиям действующего законодательства. Также указал, что согласно имеющимся у него сведениям жилой дом является нежилым.
Между тем, информация о том, что дом является жилым имеется в справке ДСК им. Ларина, в экспликации на дом адрес ТБТИ адрес от 18.03.2009 г. (в частности в ней указано, что в доме имеются жилые комнаты, кухня, туалет) и в заключении для присвоения адреса объекту недвижимости от 13.04.2010 г. С учётом того, что административный ответчик ставил дом на кадастровый учёт, то согласно статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", допущенная им ошибка в ЕГРН исправляется по решению государственного регистратора в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях. Допущенные ошибки в ЕГРН не могут являться основанием для приостановления регистрационных действий.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным федеральным законом порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Особенности осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства установлены ст. 49 названного Закона.
Частью 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Частью 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определено, что государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
По смыслу закона, перечень документов, подтверждающих право на земельный участок, предоставленный для садоводства или ведения личного подсобного хозяйства до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим, а потому следует принимать во внимание иные законоположения, что также следует из положений ст. 2 Федерального закона N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с которыми правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. (п. 1)
Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается (п. 3).
Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (п. 4)
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (абзац первый, третий и четвертый п. 9.1).
Пунктом 4 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшим до 01 марта 2015 года, устанавливалось, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя); сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил гражданам возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности. Это возможно в отношении участка, предоставленного до введения Земельного кодекса Российской Федерации (30 октября 2001 года) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства или индивидуального жилищного строительства. Каких-либо ограничений по сроку переоформления нет.
Право собственности на такие участки не лишены возможности зарегистрировать граждане, к которым перешло право собственности на расположенные на них здания (строения, сооружения) как в порядке наследования, так и по иным основаниям. Исключение составляют случаи, когда земельный участок не может предоставляться в частную собственность, например, в силу его ограничения в обороте. Обращение в органы местного самоуправления для приобретения в собственность земельного участка, предоставленного для ведения садоводства и огородничества, с 1 марта 2015 года не требуется.
Разрешая спор и приходя к выводу об удовлетворении требований, суд исходил из того, что при рассмотрении дела судом была установлена необходимая совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемых решений административного ответчика требованиям действующего законодательства, повлекшее за собой нарушение прав административного истца.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.
При разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Доводы апелляционных жалоб о том, что истцом не было предоставлено в регистрирующий орган документов, подтверждающих предоставление земельного участка, предусмотренных ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку направлены на переоценку собранных по делу доказательств.
При таких данных, доводы апелляционных жалоб направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия также не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Кроме того, в обоснование требований апелляционных жалоб не представлено каких-либо новых убедительных доказательств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бутырского районного суда адрес от 28 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.