Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре Татаринове А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N2а-578/2023 по апелляционной жалобе административного ответчика фио на решение Нагатинского районного суда адрес от 31 октября 2023 года, которым постановлено:
требования ИФНС России N 24 по адрес - удовлетворить.
Взыскать с фио Юрьевичав пользу ИФНС России N 24 по адрес задолженность по транспортному налогу за 2020 год в размере сумма, пени в размере сумма, земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселения за 2020 год в размере сумма, пени в размере сумма, налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов за 2020 год в размере сумма, пени в размере сумма, налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах внутригородских муниципальных образований городов за 2020 год в размере сумма, пени в размере сумма, налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских поселений за 2020 год в размере сумма, пени в размере сумма
Взыскать фио государственную пошлину в доход бюджета адрес в размере сумма,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец ИФНС N 24 по адрес обратилась в суд с административным иском к ответчику фио и просила взыскать с него с учетом уточнений требований сумму недоимки по транспортному налогу за 2020 год в размере сумма, пени в размере сумма, земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселения за 2020 год в размере сумма, пени в размере сумма, налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов за 2020 год в размере сумма, пени в размере сумма, налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах внутригородских муниципальных образований городов за 2020 год в размере сумма, пени в размере сумма, налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских поселений за 2020 год в размере сумма, пени в размере сумма, указывая, что ответчик, являясь владельцем транспортного средства, двух квартир, гаража и иными строениями, своевременно не исполнил обязанность по уплате задолженности, установленную законодательством.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности фио требования административного иска поддержала.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение, которое просит отменить административный ответчик фио со ссылкой на то, что судом неправильно определены обстоятельства административного иска.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения представителя административного истца по доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с положениями ст. 150, 152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие, административного ответчика, извещенного надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщившего, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу п. 1, п. 2 ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
Согласно п. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ.
Согласно статье 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах или досрочно, причем налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 75 Налогового кодекса РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, налоговый орган направил в адрес фио уведомление N 79673629 о необходимости уплаты налога за 2020 год на имущество физических лиц в сумме сумма, земельного налога в сумме сумма и транспортного налога в сумме сумма
В связи с неуплатой налога в адрес фио было направлено требование N203411 об уплате налога, пени, штрафов по состоянию на 15.12.2021 года со сроком уплаты до 01.02.2022 года.
фио самостоятельно не исполнил обязанность по уплате налогов в установленный для этого срок.
12.08.2022 года по заявлению ИФНС России N 24 по адрес мировым судьей судебного участка N 40 адрес вынесен судебный приказ о взыскании с фио недоимки по налогу и пени.
По заявлению фио судебный приказ отменен 24 августа 2022 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проверив правильность расчета задолженности по налогам, а также соблюдение налоговым органом порядка обращения в суд, процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости погасить задолженность, предшествующую обращению в суд и установив, что административным ответчиком обязательства по уплате транспортного, земельного и имущественного налога не исполнены, пришел к выводу о том, что с административного ответчика в пользу ИФНС N 24 по адрес подлежит взысканию недоимка.
С выводами суда о взыскании с административного ответчика недоимки по уплате транспортного налога и пени по нему, земельного налога и пени по нему, имущественного налога судебная коллегия оснований не согласиться не усматривает, учитывая, что обязанность по уплате указанного налога у фио возникла, однако исполнена не была.
Вместе с тем с решением суда об удовлетворении требований налогового органа о взыскании с фио пени по налогу на имущество физических лиц судебная коллегия согласиться не может, поскольку выводы суда не учитывают фактических обстоятельств административного дела.
Как усматривается из административного искового заявления, в части взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов за 2020 год ИФНС России N 24 по адрес просила взыскать сумма, пени в размере сумма 42. коп. В судебном заседании 31 октября 2023 года представитель административного истца внес ходатайство об уточнении исковых требований в указанной части: в связи с перерасчетом налога исходя из ставки 0, 5, размер взыскиваемой недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов за 2020 год был уменьшен до сумма Вместе с тем, размер взыскиваемой пени по налогу не подвергался перерасчету, остался прежним сумма, тогда как изначально расчет пени произведен в отношении увеличенной суммы.
Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) пеня начисляется, если иное не предусмотрено этой статьей и главами 25 и 26.1 данного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ).
В постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. N 381-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Ростелеком" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъясняется, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Учитывая правовую природу пени, изменение размера задолженности в связи с неверным применением налоговой ставки, судебная коллегия приходит к выводу о том, что налоговым органом не доказана обязанность налогоплательщика уплатиты пени в указанном размере.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований о взыскании с фио пени, начисленных на налог на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов за 2020 год в размере сумма, должно быть отказано.
В остальной части решение суда отмене не подлежит, нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нагатинского районного суда адрес от 31 октября 2023 в части удовлетворения требований ИФНС России N 24 по адрес к фио о взыскании начисленных пени по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов за 2020 год в размере сумма, - отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении данной части административного иска отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 17 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.