Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре Татаринове А.Ю., рассмотрев по докладу судьи фио в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1515/2023 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Мещанского районного суда адрес от 4 декабря 2023 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска фио к Департаменту образования и науки адрес о признании незаконными действия (бездействия), обязании создать и предоставить место в детском саду - отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио, действующая в интересах несовершеннолетней фио, обратилась в суд с административным иском к Департаменту образования и науки адрес и просила признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непредоставлении места в детском саду "Самолетик" комплекса школы N2083, обязании создать и предоставить место, мотивируя требования тем, что 22 октября 2022 года она обратилась в Департамент образования и науки адрес в интересах несовершеннолетней фио о постановке ребенка на учет для получения места в указанном дошкольном образовательном учреждении, которое представлено не было.
Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена о дате, времени и месте слушания надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Департамента образования и науки адрес, действующий на основании доверенности фио, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение об отказе в административном иске, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец фио со ссылкой на то, что решение вынесено с нарушением и норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика, действующего на основании доверенности фио, сочтя возможным на основании ст.ст. 150-152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, о причинах неявки не уведомивших, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены судебного решения.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, фио, является матерью фио, паспортные данные.
22 октября 2022 года фио в установленном порядке на интернет ресурс автоматизированной информационной системы "Зачисление в образовательное учреждение" подано заявление на зачисление дочери в государственную образовательную организацию системы образования адрес, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Заявление фио принято и ему присвоен номер 4510 0038 3763 9943 от 4510 0038 3763 9943 года, фио зарегистрирована в электронную очередь для поступления в дошкольное образовательное учреждение.
По данным комплексной автоматизированной информационной системы "Зачисление в образовательные учреждения" Департамента образования адрес несовершеннолетняя фио зачислена в порядке перевода в ГБОУ Школу N2083, группа "Журавушка ранний возраст N7".
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия административного ответчика, поскольку действия Департамента по предоставлению места в дошкольном учреждении ребенку административного истца полностью соответствуют положениям Временных правил, и прав административного истца не нарушают. Ребенку административного истца предоставлено место в дошкольной образовательной организации.
Данные суждения суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, оснований не согласиться с ними не усматривает.
В соответствии с, 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Реализация конституционного права несовершеннолетнего ребенка заявителя на получение дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в московских городских образовательных организациях согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона адрес от 20.06.2001 N 25 "О развитии образования в адрес" относится к полномочиям органов исполнительной власти адрес в области образования.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте образования адрес, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 N 447-ПП, Департамент образования адрес является отраслевым органом исполнительной власти адрес, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования с учетом региональных социально-экономических особенностей адрес, обеспечивающим функционирование в интересах жителей адрес системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования.
В силу п. п. 4, 2.16, 9.5 вышеуказанного Положения к ведению Департамента образования адрес относится принятие решений об организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях адрес, в этих целях руководитель Департамента в пределах своей компетенции наделен правом подписания правовых актов (распоряжений, приказов) Департамента и осуществления контроля за их исполнением.
Приказом Департамента от 11.02.2011 N 126 утвержден порядок комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, системы Департамента образования адрес.
В соответствии с приложением к приказу Департамента от 17.12.2013 N852 "О признании утратившими силу правовых актов Московского комитета образования и Департамента образования адрес" с 17.12.2013 утратил силу Приказ Департамента образования адрес от 11.02.2011 N 126.
При этом, Департаментом приняты Временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования адрес и утвержденные руководителем Департамента 14.07.2014 (далее - Временные правила).
Таким образом, правоотношения по обеспечению дошкольным образованием урегулированы Департаментом образования адрес.
Указанными Временными Правилами с 7 ноября 2013 г. был определен порядок регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования адрес.
Указанными Правилами регламентируется процедура направления детей дошкольного возраста на программы дошкольного образования в порядке очередности.
Согласно разделу 3 Временных правил в едином электронном реестре регистрируются заявления законных представителей (родителей), дети которых зарегистрированы органами регистрационного учёта либо по месту жительства, либо по месту пребывания в адрес. Сведения о регистрации ребенка по месту жительства, либо по месту пребывания в адрес при подаче заявления в электронном виде указываются в заявлении, заполняемом в интерактивной форме, самим заявителем.
Согласно п. 7 Временных правил направление детей на зачисление в дошкольные образовательные организации осуществляются при наличии свободных мест. В случае отсутствия свободных мест в выбранных организациях, заявителю предлагаются свободные места в трёх других организациях данного или смежного районов в доступной близости от места проживания ребёнка. При отказе заявителя или при отсутствии согласия/отказа заявителя от трёх предложенных организаций изменяется желаемая дата поступления на 01 сентября следующего календарного года с сохранением даты постановки на учёт.
При этом ни одним из пунктов Временных правил не предусмотрены сроки предоставления места в дошкольном образовательном учреждении, а представление места в ДОУ поставлено в зависимость от даты постановки на учет и количества претендентов, имеющих аналогичные гарантии.
Судом установлено, что несовершеннолетнему ребенку административного истца предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении ГБОУ Школу N2083, группа "Журавушка ранний возраст N7". Разъяснено, что перевод на дошкольную образовательную адрес ГБОУ Школы N2083 по адресу: адрес, адрес будет осуществлен при наличии там свободных мест (л.д. 63).
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что в удовлетворении административного иска следует отказать, поскольку место в дошкольном образовательном учреждении ГБОУ Школу N2083, группа "Журавушка ранний возраст N7" дочери административного истца предоставлено. Суд верно указывает, что по смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием), и бремя доказывания данного обстоятельства лежит на заявителе. При этом заявитель не представил суду доказательств нарушения каких-либо своих прав и законных интересов оспариваемыми действиями административного ответчика ребенок зарегистрирован для получения места в дошкольном образовательном учреждении, ребенку административного истца предлагались места в различных ГБОУ адрес, от которых административный истец отказался; что свидетельствует о том, что права несовершеннолетнего на бесплатное дошкольное образование ответчиком не нарушены, бездействие со стороны административного ответчика отсутствует.
Судебная коллегия учитывает, соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы административного истца не могут быть приняты во внимание; они, по сути, направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств и при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены либо не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют.
Несогласие административного ответчика с выводами суда, другая оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм материального и процессуального права.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований к отмене или изменению решения суда не установлено, заявителем жалобы не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда адрес от 4 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца фио - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу во Второй кассационный суд общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 17 июля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.