Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Кирюхиной М.В., Гордеевой О.В., при секретаре Черных В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N 2а-1236/23 по административному иску Харчевниковой Ольги Владимировны к УФНС России по фио, ИФНС России N 17 по адрес о признании решения незаконным, обязании устранить нарушения
по апелляционной жалобе административного истца Харчевниковой О.В. на решение Савеловского районного суда адрес от 31 августа 2023 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Харчевникова О.В. обратилась в суд с указанным административным иском, в обоснование требований указав, что является учредителем и членом адрес и председателем правления партнерства. 25.11.2020г. УФНС России по адрес принято решение N 2205004882223 об исключении адрес из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица, на основании непредоставления отчетов и отсутствия движения денежных средств по расчетным счетам. Между тем, данное решение нарушает права административного истца, поскольку адрес создано 09.03.2005 года, имеет в собственности объект недвижимости - газопровод, с фио "Мособлгаз" заключен договор обслуживания, в связи с чем оснований для исключения партнерства из ЕГРЮЛ отсутствовали. Административный истец просил признать незаконным решение УФНС России по адрес об исключении адрес из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица; признать недействительной запись в ЕГРЮЛ от 25.11.2020г. N 2205004882223 о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении юридического лица адрес как фактически прекратившего деятельность; обязать УФНС России по адрес внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ.
Решением Савеловского районного суда адрес от 31 августа 2023 года постановлено:
в удовлетворении административных исковых требования Харчевниковой Ольги Владимировны к УФНС России по фио, ИФНС России N 17 по адрес о признании решения незаконным, обязании устранить нарушения - отказать.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца - фио, возражения представителя административных ответчиков - фио, проверив решение, приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Харчевниковой О.В.
При этом, суд исходил из того, что Харчевникова О.В. является учредителем и членом адрес и председателем правления партнерства.
адрес поляна" было зарегистрировано в ЕГРЮЛ 3 мая 2005 года (ОГРН 1055004701663).
10 августа 2020 года УФНС России по адрес принято решение N439 о предстоящем исключении адрес поляна" из ЕГРЮЛ в связи с отсутствием движения средств по счетам а также непредоставлением юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности.
Информация о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ указанного партнерства была опубликована в Вестнике государственной регистрации N32 (799) от 12 августа 2020/16, часть 2.
Заявлений от лиц, чьи права и законные интересы нарушаются в связи с предстоящим исключением адрес поляна" из ЕГРЮЛ в налоговый орган не поступало.
25.11.2020г. решением УФНС России по адрес принято решение N2205004882223 об исключении адрес из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица.
Согласно ст. 23 пункту 1 подпунктам 1, 3, 4, 6, 8, 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, предоставлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и ИП), а также уплаты (удержание) налогов, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии со ст. 21.1 названного Федерального закона, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не предоставляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключен из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 статьи 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Как следует из материалов дела, в ИФНС России N 17 по адрес в отношении адрес поступил комплект документов, указывающий на наличие признаков недействующего юридического лица:
- справка N 9084-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов;
- справка N9084-О о не предоставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах;
- уведомление об отсутствии данных по КРСБ.
Из представленных документов следует, что отчетность адрес в установленные сроки не предоставлялась, движение денежных средств по банковским счетам в течение последних 12 месяцев отсутствует.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ, учитывая наличие одновременно всех указанных в п. 1 указанной статьи признаков недействующего юридического лица, УФНС России по адрес принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ адрес
ИНН 5026115894 от 10.08.2020г. N 439, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись
ГРН 2205003865933 от 12.08.2020г.
Сведения о принятом решении о предстоящем исключении адрес из ЕГРЮЛ направлены УФНС России по адрес в установленном порядке для публикации в журнале "Вестник государственной регистрации" N 32 от 12.08.2020г. и опубликованы в ч. 2 N 32(799) от 12.08.2020/16.
Также письмом от 12.08.2020г. N 09-18/056552 в адрес адрес направлено уведомление о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ
В предусмотренный законодательством срок заявлений от кредиторов или иных заинтересованных лиц, не поступали, по истечении установленного срока 25.11.2020г. в ЕГРЮЛ внесена запись из ГРН N 2205004882223 о прекращении деятельности вышеуказанной организации в связи с исключением ее из ЕГРЮЛ.
При этом, согласно пункту 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого решения), некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также информацию о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный статьей 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности), заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Также, на основании пункта 3.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого решения), некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно подпунктам 63, 65, 69 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.04.2014 N26, функции по регистрации ведению реестра зарегистрированных некоммерческих организаций и контролю за деятельностью некоммерческих организаций в настоящее время осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальные органы).
Согласно подпункта 1.1 пункта 1 Приказа Минюста России от 26.05.2020 N 122 "Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности" (действовавшем в период принятия оспариваемого решения), некоммерческая организация представляет в Минюст России (его территориальный орган) документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Порядок размещения в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций утвержден Приказом Минюста России от 07.10.2010 N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций" согласно которому представители некоммерческих организаций ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, размещают отчеты о своей деятельности или сообщения о продолжении своей деятельности в разделе "Отчеты НКО" на Информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации "Портал НКО" через указанную на официальном сайте Минюста России (rninjust.ru) в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" ссылку: "Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации о деятельности некоммерческих организаций".
Кроме того, на основании пункта 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в частности, наименование, организационно-правовая форма, виды деятельности и иные).
Вместе с тем, на указанном Информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации (rninjust.ru) сведения как об организации адрес поляна" (ИНН 5026115894, ОГРН 1055004701663), так и представлении отчетов о своей деятельности, сообщений и иных документов отсутствуют.
В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" разъяснено, что статья 61 ГК РФ устанавливает общие основания для ликвидации юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, и относит к ним: признание государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Также, согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", под систематическим осуществлением деятельности, противоречащей уставным целям объединения граждан, понимается повторяющееся более двух раз действие, совершенное вопреки указанным в уставе целям и выявленное в результате осуществления контрольно-надзорных полномочий.
Кроме того, из разъяснений изложенных в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" следует, что исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства.
В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Так, согласно пункту 9.5 устава адрес поляна", партнерство ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Партнерство предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, участникам и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.
Вместе с тем, доказательств того, что адрес поляна" предприняло все возможные действия для устранения нарушений, в частности, представило налоговые декларации, отчеты о своей деятельности, сообщения и иные документы, в материалы дела не представлено.
адрес поляна" не только не предприняло (не предпринимает) все возможные действия для устранения нарушений, а напротив, умышленно не исполняет законодательство Российской Федерации, не принимает мер к его соблюдению, несмотря на то, что объективных препятствий для этого не имеется.
Вместе с тем, из представленных заявителем в материалы дела платежных поручений следует, что плательщиком является Харчевникова Ольга Владимировна, при этом, денежные средства списываются с расчетного счета 40817810300000570480, открытого в адрес БАНК" и принадлежащего Харчевниковой О. В, при том что административный истец указывает, что поскольку все взносы уплачиваются наличными денежными средствами, оплата услуг производится без использования расчетного счета.
Также, доказательства того, что оплата услуг производится именно за счет денежных средств адрес поляна", в материалах дела отсутствуют.
Как следствие, из указанных обстоятельств следует, что адрес поляна" не осуществляет самостоятельное ведение уставной деятельности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.1 устава адрес поляна", члены партнерства вправе получать в случае ликвидации партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества, переданного членами партнерства в его собственность.
Равным образом, в соответствии с пунктом 10.8 устава адрес поляна", оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество либо его стоимость подлежит распределению между членами партнерства в пределах их имущественного взноса. Остальная часть имущества, стоимость которого превышает размер имущественных взносов членов партнерства, направляется на цели, в интересах которых партнерство было создано.
Так, согласно пункта 4.1 устава адрес поляна", целями деятельности партнерства является организация и финансирование всех этапов газификации природным марка автомобиля жилых домов Садоводческого Товарищества "Лесная Поляна".
Как следствие, ликвидация адрес поляна", не нарушает прав членов партнерства.
Разрешая спор и приходя к выводу к выводу об отказе в удовлетворении требований, суд исходил из того, что необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца, а таких обстоятельств по делу не установлено.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отказе удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.
Разрешая спор, судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия также не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
При этом утверждение административного истца о том, что выявленные нарушения не могут являться достаточным основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, не могут быть приняты во внимание, поскольку непредоставление отчетов о деятельности подразумевает сокрытие информации о доходах и расходах юридического лица, за столь длительный период рассмотрения спора в установленном законом порядке не были представлены документы, подтверждающие ведение деятельности адрес.
При таких данных, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Савеловского районного суда адрес от 31 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.