Московский городской суд в составе председательствующего судьи Лоскутовой А.Е., при помощнике Добровольской А.А., с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО "Россети Московский регион" о признании недействующим отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", -
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 02 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП, вступившего в силу с 1 января 2024 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2024 года (далее - Перечень на 2024 год). Нормативный правовой акт опубликован 5 декабря 2023 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, т.2, 3, 4, а также размещен 24 ноября 2023 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктами 6953, 782, 784, 781, 12271, 4427, 8358, 2261, 6976 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП) в Перечень на 2024 год включены следующие объекты недвижимости:
1. Нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0015001:3485, расположенное по адресу: адрес, стр.1;
2. Нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0001010:2465, расположенное по адресу: адрес;
3. Нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0001010:2510, расположенное по адресу: адрес;
4. Нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0001010:2333, расположенное по адресу: адрес;
5. Нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0001001:5361, расположенное по адресу: адрес;
6. Нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0004006:2341, расположенное по адресу: адрес;
7. Нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0002008:1638, расположенное по адресу: адрес;
8. Нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0001093:3380, расположенное по адресу: адрес;
9. Нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0015008:1034, расположенное по адресу: адрес
ПАО "Россети Московский регион" обратилось в Московский городской суд с административным иском о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в части включения в Перечень на 2024 года пунктов 6953, 782, 784, 781, 12271, 4427, 8358, 2261, 6976, то есть в части включения в Перечень вышеуказанных нежилых зданий.
В обоснование требований ПАО "Россети Московский регион" ссылается на то, что здания не отвечают критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций". Включение зданий в перечень противоречат приведенным законоположениям и нарушают права и законные интересы административного истца, как налогоплательщика, так как незаконно возлагает на него обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель административного истца фио в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития адрес фио в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона адрес от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП обладал достаточной компетенцией для их принятия.
Постановление (в том числе в оспариваемой редакции) подписаны Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке. Стороны также не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемых постановлений.
Исходя из положений статьи 375, подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье термина - "административно-деловой центр", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом в силу положений указанной статьи фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории адрес в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции на период действия Перечня на 2014 год) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5 000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции законов адрес от 7 мая 2014 года N 25, от 26 ноября 2014 года N 56) на период действия Перечней на 2015 и 2016 год налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3 000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2 000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с Законом адрес от 18 ноября 2015 года N 60 "О внесении изменений в статьи 1.1 и 2 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2017 года в пункте 1 статьи 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 слова "общей площадью свыше 3 000 кв. метров" исключены, а в пункте 2 статьи 1.1 цифры "2 000" заменены цифрами "1 000", тем самым законодателем субъекта изменена площадь зданий, которые в 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 годах могут признаваться объектами налогообложения, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость.
Таким образом, на территории адрес налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (на налоговые периоды, начиная с 2014 года);
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (на налоговые периоды, начиная с 2015 года).
При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается административно-деловым центром либо торговым центром (комплексом), налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
1. Нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0015001:3485, площадью 22 кв.м, расположенное по адресу: адрес, стр.1 (л.д.64-69);
2. Нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0001010:2465, площадью 55, 7 кв.м, расположенное по адресу: адрес (л.д.26-31);
3. Нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0001010:2510, площадью 96, 1 кв.м, расположенное по адресу: адрес (л.д.32-37);
4. Нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0001010:2333, площадью 62, 1 кв.м, расположенное по адресу: адрес (л.д.38-41);
5. Нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0001001:5361, площадью 13, 4 кв.м, расположенное по адресу: адрес (л.д.60-63);
6. Нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0004006:2341, площадью 77, 8 кв.м, расположенное по адресу: адрес (л.д.42-45);
7. Нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0002008:1638, расположенное по адресу: адрес;
8. Нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0001093:3380, площадью 42, 8 кв.м, расположенное по адресу: адрес (л.д.46-51);
9. Нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0015008:1034, площадью 202, 1 кв.м, расположенное по адресу: адрес (л.д.126-129)
Согласно представленным документам и пояснениям представителя Правительства Москвы нежилые здания включены в Перечень исходя из вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии со сведениями, предоставленными Филиалом ППК "Роскадастр" по адрес по состоянию на 01.01.2024 была установлена связь объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:02:0015001:3485 с земельным участком с кадастровым номером 77:02:0015001:17, декларированная площадь 2437, 1 кв. м, адрес (местоположение): адрес;
2) по состоянию на 01.01.2024 была установлена связь объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0001010:2465 с земельным участком с кадастровым номером 77:01:0001010:2499, уточненная площадь (погрешность измерения 3) 77 кв. м, адрес (местоположение): адрес;
3) по состоянию на 01.01.2024 была установлена связь объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0001010:2510 со следующими земельными участками: - кадастровый номер 77:01:0001010:2852, уточненная площадь (погрешность измерения 4) 103 кв. м, адрес (местоположение): адрес, внутригородская территория адрес, адрес, земельный участок 8/18; - кадастровый номер 77:01:0001010:3001, уточненная площадь (погрешность измерения 25) 5039 кв. м, адрес (местоположение): адрес, внутригородская территория адрес, адрес, земельный участок 8/1;
4) по состоянию на 01.01.2024 была установлена связь объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0001010:2333 с земельным участком с кадастровым номером 77:01:0001010:2259, уточненная площадь (погрешность измерения 3) 90 кв. м, адрес (местоположение): адрес;
5) по состоянию на 01.01.2024 была установлена связь объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:05:0001001:5361 со следующими земельными участками: - кадастровый номер 77:05:0001001:14, декларированная площадь 2660 кв. м, адрес (местоположение): адрес; - кадастровый номер 77:05:0001001:22, декларированная площадь 22 кв. м, адрес (местоположение): адрес;
6) по состоянию на 01.01.2024 была установлена связь объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0004006:2341 со следующими земельными участками: - кадастровый номер 77:01:0004006:3396, уточненная площадь (погрешность измерения 3) 63 кв. м, адрес (местоположение): адрес, внутригородская территория адрес, адрес, земельный участок 22/5; - кадастровый номер 77:01:0004006:36, декларированная площадь 2717 кв. м, адрес (местоположение): адрес;
7) по состоянию на 01.01.2024 была установлена связь объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0001093:3380 с земельным участком с кадастровым номером 77:01:0001093:4304, уточненная площадь (погрешность измерения 11) 942 кв. м, адрес (местоположение): адрес, внутригородская территория адрес, адрес;
8) по состоянию на 01.01.2024 была установлена связь объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:02:0015008:1034 с земельным участком с кадастровым номером 77:02:0015008:49, уточненная площадь (погрешность измерения 23) 4212 кв. м, адрес (местоположение): адрес, 2.
Филиал сообщил, что в соответствии со сведениями, содержащимися в информационных системах ЕГРН:
- по состоянию на 01.01.2024 земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002017:9 имел вид разрешенного использования - "объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными и непродовольственными группами товаров (1.2.5); объекты размещения организаций общественного питания (1.2.5); объекты размещения аптек (1.2.5)";
- по состоянию на 01.01.2024 земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015001:17 имел вид разрешенного использования - "эксплуатации магазина смешанных товаров, площадью 151 кв м и для эксплуатации крыльца, площадью 5 кв м";
- по состоянию на 01.01.2024 земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001010:2499 имел вид разрешенного использования - "Среднеэтажная жилая застройка (2.5), Здравоохранение (3.4), Объекты культурно-досуговой деятельности (3.6.1), Деловое управление (4.1), Объекты торговли (торговые центры, торговоразвлекательные центры (комплексы) (4.2), Магазины (4.4), Банковская и страховая деятельность (4.5), Общественное питание (4.6), Гостиничное обслуживание (4.7), Развлекательные мероприятия (4.8.1), Служебные гаражи (4.9)";
- по состоянию на 01.01.2024 земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001010:3001 имел вид разрешенного использования - "2.5 - Среднеэтажная жилая застройка; 3.6.1 - Объекты культурно-досуговой деятельности; 4.1 - Деловое управление; 4.4 - Магазины; 4.5 - Банковская и страховая деятельность; 4.6 - Общественное питание";
- по состоянию на 01.01.2024 земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001010:2259 имел вид разрешенного использования - "Среднеэтажная жилая застройка (2.5); Здравоохранение (3.4); Объекты культурно-досуговой деятельности (3.6.1); Деловое управление (4.1); Объекты торговли (торговые центры, торговоразвлекательные центры (комплексы) (4.2); Магазины (4.4); Банковская и страховая деятельность (4.5); Общественное питание (4.6); Гостиничное обслуживание (4.7); Развлекательные мероприятия (4.8.1); Служебные гаражи (4.9)";
- по состоянию на 01.01.2024 земельный участок с кадастровым номером 77:05:0001001:14 имел вид разрешенного использования - "эксплуатация административного здания";
- по состоянию на 01.01.2024 земельный участок с кадастровым номером 77:05:0001001:22 имел вид разрешенного использования - "ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСФОРМАТОРНОЙ адрес";
- по состоянию на 01.01.2024 земельный участок с кадастровым номером 77:01:0004006:3396 имел вид разрешенного использования - "предоставление коммунальных услуг (3.1.1)";
- по состоянию на 01.01.2024 земельный участок с кадастровым номером 77:01:0004006:36 имел вид разрешенного использования - "эксплуатации части здания и прилегающей территории под гараж; эксплуатации части здания под административные цели (0, 0408 га), под предприятие общественного питания (0, 0122 га); эксплуатации части здания под паркинг и благоустройства территории; эксплуатации части здания под паркинг и благоустройства территории";
- по состоянию на 01.01.2024 земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001093:4304 имел вид разрешенного использования - "деловое управление (4.1), участки размещения жилищно-коммунальных объектов: объекты размещения помещений и технических устройств трансформаторных подстанций (ТП) (1.2.13), предоставление коммунальных услуг (3.1.1)";
- по состоянию на 01.01.2024 земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006024:5 имел вид разрешенного использования - "эксплуатации административных зданий";
- по состоянию на 01.01.2024 земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006024:5564 имел вид разрешенного использования - "1.14. Научное обеспечение сельского хозяйства. 1.15. Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции. 1.17. Питомники. 1.18. Обеспечение сельскохозяйственного производства. 2.7.1. Хранение автотранспорта. 3.1. Коммунальное обслуживание. 3.1.1. Предоставление коммунальных услуг. 3.1.2. Административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг. 3.2.2. Оказание социальной помощи населению. 3.2.3. Оказание услуг связи. 3.3. Бытовое обслуживание. 3.4. Здравоохранение. 3.4.1. Амбулаторнополиклиническое обслуживание. 3.4.2. Стационарное медицинское обслуживание. 3.4.3. Медицинские организации особого назначения. 3.5. Образование и просвещение. 3.5.1. Дошкольное, начальное и среднее общее образование. 3.5.2. Среднее и высшее профессиональное образование. 3.6. Культурное развитие. 3.6.1. Объекты культурно-досуговой деятельности. 3.6.2. Парки культуры и отдыха. 3.6.3. Цирки и зверинцы. 3.7. Религиозное использование. 3.7.1. Осуществление религиозных обрядов. 3.7.2. Религиозное управление и образование. 3.8. Общественное управление. 3.8.1. Государственное управление. 3.8.2. Представительская деятельность. 3.9. Обеспечение научной деятельности. 3.9.1. Обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. 3.9.2. Проведение научных исследований. 3.9.3. Проведение научных испытаний. 3.10.1. Амбулаторное ветеринарное обслуживание. 4.1. Деловое управление. 4.2. Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы). 4.3. Рынки. 4.4. Магазины. 4.5. Банковская и страховая деятельность. 4.6. Общественное питание. 4.8.1. Развлекательные мероприятия. 4.9. Служебные гаражи. 4.9.1.1. Заправка транспортных средств. 4.9.1.3. Автомобильные мойки. 4.9.1.4. Ремонт автомобилей. 4.10. Выставочно-ярмарочная деятельность. 5.1.1. Обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий. 5.1.2.
Обеспечение занятий спортом в помещениях. 5.1.3. Площадки для занятий спортом. 5.1.4. адрес для занятий спортом. 5.1.5. Водный спорт. 5.1.6. Авиационный спорт. 5.4. Причалы для маломерных судов. 5.5. Поля для гольфа или конных прогулок. 6.0. Производственная деятельность. 6.2.1. Автомобилестроительная промышленность. 6.3. Легкая промышленность. 6.3.1. Фармацевтическая промышленность. 6.4. Пищевая промышленность. 6.5. Нефтехимическая промышленность. 6.6. Строительная промышленность. 6.7. Энергетика. 6.8. Связь. 6.10. Обеспечение космической деятельности. 6.11. Целлюлозно-бумажная промышленность. 6.12. Научно-производственная деятельность. 7.0. Транспорт. 7.1. Железнодорожный транспорт. 7.2. Автомобильный транспорт. 7.2.1. Размещение автомобильных дорог. 7.2.2. Обслуживание перевозок пассажиров. 7.2.3. Стоянки транспорта общего пользования. 7.3. Водный транспорт.7.4. Воздушный транспорт. 7.5. Трубопроводный транспорт. 7.6. Внеуличный транспорт. 8.0. Обеспечение обороны и безопасности. 8.1. Обеспечение вооруженных сил. 8.3. Обеспечение внутреннего правопорядка. 8.4. Обеспечение деятельности по исполнению наказаний. 9.0. Деятельность по особой охране и изучению природы. 9.1. Охрана природных территорий. 9.3. Историкокультурная деятельность. 11.1. Общее пользование водными объектами. 11.2. Специальное пользование водными объектами. 11.3. Гидротехнические сооружения. 12.0. адрес (территории) общего пользования. 12.0.1. Улично-дорожная сеть. 12.0.2. адрес.";
- по состоянию на 01.01.2024 земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006024:70 имел вид разрешенного использования - "объекты размещения учреждений и организаций бытового обслуживания (1.2.5); объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7)";
- по состоянию на 01.01.2024 земельный участок с кадастровым номером 77:02:0015008:49 имел вид разрешенного использования - "коммунальное обслуживание (3.1) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (1.2.3)); предпринимательство (4.0) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); спорт (5.1) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17))".
Филиал сообщил, что 17.05.2023 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001010:2852 в информационные системы ЕГРН была внесена запись о снятии данного объекта недвижимого имущества с государственного кадастрового учета, ввиду чего, предоставить актуальные сведения о виде разрешенного использования обозначенного земельного участка по состоянию на 01.01.2024 не представляется возможным. По состоянию на 12.04.2024 статус записи о земельном участке с кадастровым номером 77:01:0001010:2852 - "Архивная".
Исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 объект недвижимости, налог в отношении которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости, должен отвечать определенным правилам, а именно: являясь административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) предусматривать возможность осуществления коммерческой деятельности, то есть нахождение людей и рабочий процесс сотрудников в помещениях такого здания (строения, сооружения).
Деятельность офисов, как и торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, напрямую связана с взаимодействием организации с клиентами, контрагентами, объекты, включаемые в Перечень, должны быть предназначены, использоваться или иметь физическую возможность использоваться как помещения, в которых возможно регулярное осуществление какой-либо свободной деятельности человека.
Здания, об исключении которых из Перечня на 2024 гг. заявляет административный истец, не могут быть отнесены к административно-деловым центрам и торговым центрам (комплексам), а представляют собой объекты электросетевого хозяйства (трансформаторные подстанции), что подтверждается технической документацией на объекты, где прямо предусмотрено назначение здания как трансформаторная подстанция, то есть здание для установки и укрытия оборудования по преобразованию и распределению электрической энергии.
Так, по ГОСТу 24291-90 "Электрическая часть электростанций и электрической сети. Термины и определения", утвержденному постановлением Госстандарта СССР от 27 декабря 1990 года N 3403, трансформаторная подстанция (электрическая подстанция) - это электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения электрической энергии, состоящая из трансформаторов или других преобразователей электрической энергии, устройств управления, распределительных и вспомогательных устройств.
Кроме того, в силу статьи 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Объекты трансформаторных подстанций являются объектами электросетевого хозяйства и источниками повышенной опасности, доступ в которые ограничен и может быть обеспечен исключительно на основании специальных разрешений (допусков), которые выдаются в соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2013 года N 328н.
Пунктом 3.12 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок предусмотрено, что двери помещений электроустановок, камер, щитов и сборок, кроме тех, в которых проводятся работы, должны быть закрыты на замок.
Согласно пункту 3.1 названных Правил оперативное обслуживание и осмотр электроустановок должны выполнять работники субъекта электроэнергетики (потребителя электрической энергии), уполномоченные субъектом электроэнергетики (потребителем электрической энергии) на осуществление в установленном порядке действий по изменению технологического режима работы и эксплуатационного состояния линий электропередачи, оборудования и устройств с правом непосредственного воздействия на органы управления оборудования и устройств релейной защиты и автоматики при осуществлении оперативно-технологического управления, в том числе с использованием средств дистанционного управления, на принадлежащих такому субъекту электроэнергетики (потребителю электрической энергии) на праве собственности или ином законном основании объектах электроэнергетики (энергопринимающих установках), либо в установленных законодательством случаях - на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках, принадлежащих третьим лицам, а также координацию указанных действий (далее - оперативный персонал), или работники из числа ремонтного персонала с правом непосредственного воздействия на органы управления оборудования и устройств релейной защиты и автоматики, осуществляющие оперативное обслуживание закрепленных за ними электроустановок.
Согласно Уставу ПАО "Россети Московский регион" основным видом деятельности общества является технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии к электрическим сетям и передача электрической энергии; общество обеспечивает бесперебойное электроснабжение адрес и частично адрес.
Административным истцом в ходе рассмотрения настоящего дела представлены доказательства, подтверждающие фактическое использование здания в юридически значимый период времени для размещения трансформаторной подстанции, как объекта электросетевого хозяйства, предназначенного для осуществления основного вида деятельности ПАО "Россети Московский регион" - передача электроэнергии и технологического присоединения к распределительным электросетям, в то время, когда административным ответчиком допустимых доказательств использования названного нежилого здания в целях, предусмотренных налоговым законодательством, суду представлено не было.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что здания трансформаторной подстанций не относятся к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку не соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64.
В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку пункты 6953, 782, 784, 781, 12271, 4427, 8358, 2261 включены в Перечень на 2024 год постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП, вступившим в законную силу с 1 января 2024 года, они подлежат признанию недействующим с 1 января 2024 года соответственно.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" или размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
По правилам статей 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Москвы в пользу ПАО "Россети Московский регион" подлежит взысканию сумма, в счет возмещения понесенных административным истцом судебных расходов по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Признать недействующим с 1 января 2024 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункты 6953, 782, 784, 781, 12271, 4427, 8358, 2261.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы www.mos.ru.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ПАО "Россети Московский регион" расходы по уплате государственной пошлины в размере сумма
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда А.Е.Лоскутова
Решение в окончательной форме изготовлено 30 июля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал недействующим постановление о перечне объектов недвижимости, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, в части включения нежилых зданий, так как они не соответствуют критериям, установленным налоговым законодательством, и не могут быть отнесены к административно-деловым или торговым центрам. Суд удовлетворил требования истца о признании данных объектов исключенными из перечня.