Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, с участием прокурора Триполевой А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-3514/2024 по административному исковому заявлению Бабича Глеба Олеговича о признании недействующим Порядка регистрации и деятельности уполномоченных представителей кандидатов в депутаты Московской городской Думы по финансовым вопросам, утвержденного решением Московской городской избирательной комиссии от 28 мая 2024 года N 88/4,
УСТАНОВИЛ:
Московская городская избирательная комиссия (далее также - МГИК) решением от 28 мая 2024 года N 88/4 утвердила Порядок регистрации и деятельности уполномоченных представителей кандидатов в депутаты Московской городской Думы по финансовым вопросам (далее также - Порядок), который опубликован в электронном периодическом издании "Вестник Московской городской избирательной комиссии" (http://mosgorizbirkom.ru), а также размещен на официальном сайте указанного государственного органа города Москвы в сети Интернет (https://www.mosgorizbirkom.ru/solutions?limit=8&modal=solution-preview-5671&offset=80).
Порядком регламентировано, что при проведении выборов депутатов Московской городской Думы кандидат в депутаты Московской городской Думы (далее - кандидат) вправе назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам с возложением на них полномочий по осуществлению от его имени деятельности по финансовым вопросам, связанной с участием в выборах депутатов Московской городской Думы. Порядок определяет на основании каких документов уполномоченные представители кандидата осуществляют свою деятельность, какие именно права могут быть им переданы; установлен порядок регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам, перечень документов представляемых в избирательную комиссию для их регистрации, основания для отказа в регистрации, оговорены полномочия уполномоченных представителей по финансовым вопросам и их сроки, порядок прекращения полномочий, вопросы ответственности. Приложением к Порядку является форма удостоверения уполномоченного представителя по финансовым вопросам.
Бабич Г.О. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Порядка, возложении на Московскую городскую избирательную комиссию обязанности его отменить, ссылаясь на то, что он утвержден административным ответчиком с нарушением статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ); полномочиями на его утверждение Московская городская избирательная комиссия не наделена; регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется в порядке, установленном законом.
Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении слушания не ходатайствовали, об уважительных причинах неявки не сообщили; Бабич Г.О. согласно телефонограмме просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика Московской городской избирательной комиссии по доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления по доводам письменного отзыва, приобщенного к материалам дела.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора, суд, оценив собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2024 года N56 на 8 сентября 2024 года назначены выборы депутатов Московской городской Думы восьмого созыва.
8 июня 2024 года Бабич Г.О. представил в соответствующую избирательную комиссию документы для уведомления о самовыдвижении кандидатом в депутаты Московской городской Думы восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 33, в том числе заявление о назначении уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам, его копию паспорта и письменное согласие, копию предъявленной нотариально удостоверенной доверенности.
7 июля 2024 года Бабич Г.О. представил документы для регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы восьмого созыва по указанному одномандатному избирательному округу.
Решением от 17 июля 2024 года N 8/2 Бабичу Г.О. отказано в регистрации кандидатом в депутаты по причине недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации.
Согласно статье 1 Закона города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" МГИК образуется для обеспечения реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, организации и проведения на территории города Москвы выборов и референдумов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
В силу части 1 статьи 6 названного регионального закона МГИК является государственным органом города Москвы, организующим подготовку и проведение на территории города Москвы выборов и референдумов в соответствии с компетенцией, установленной федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами города Москвы.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что МГИК принимает нормативные акты в форме решений, которые обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, государственных учреждений, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей, участников референдума, а также нижестоящих избирательных комиссий.
Согласно статье 7 Закона города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" МГИК в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции, разъяснения и иные акты по вопросам единообразного применения законодательства города Москвы о выборах, референдумах. Официальным изданием Городской комиссии является электронное периодическое издание "Вестник Московской городской избирательной комиссии". Решения МГИК публикуются в установленные законодательством сроки в официальных изданиях Городской комиссии.
Согласно части 1 статьи 3, части 1 статьи 9 Закона города Москвы от 23.04.2003 N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" МГИК формируется в составе 14 членов комиссии с правом решающего голоса; заседание МГИК является правомочным, если на нем присутствует не менее восьми членов комиссии с правом решающего голоса.
Согласно выписке из протокола заседания Московской городской избирательной комиссии от 28 мая 2024 года N 88 при принятии Порядка присутствовали 12 членов МГИК с правом решающего голоса, которые приняли участие в голосовании; решение об утверждении Порядка принято единогласно.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что оспариваемое решение принято административным ответчиком на правомочном заседании избирательной комиссии, необходимым количеством голосов, при наличии кворума, обнародовано; решение об утверждении Порядка опубликовано, сам Порядок - обнародован.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии требованиям законодательства решения Московской городской избирательной комиссии от 28 мая 2024 года N 88/4, утверждении административным ответчиком Порядка с нарушением компетенции, суд не может согласиться с ними.
Так, Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти (статья 32, часть 2) непосредственно не определяет порядок его реализации; регулирование избирательного права и установление порядка проведения выборов входят в компетенцию законодателя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ кандидаты вправе назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется комиссиями в порядке, установленном законом.
При этом, в силу статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (пункт 8 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Избирательный кодекс города Москвы определяет порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти города Москвы и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также регулирует иные вопросы проведения выборов в городе Москве, отнесенные федеральным законодательством к ведению города Москвы (статья 1 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее также - Избирательный кодекс города Москвы)).
Частью 3 статьи 57 Избирательного кодекса города Москвы определено, что уполномоченные представители кандидата по финансовым вопросам регистрируются избирательной комиссией, осуществляющей регистрацию кандидатов.
Пунктом 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, в том числе: обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.
В такой ситуации, представляется, что оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется; вопреки доводам Бабича Г.О, реализуя предоставленные полномочия, МГИК утвердила оспариваемый Порядок, действуя при этом в пределах компетенции; решение Московской городской избирательной комиссии об утверждении Порядка положениям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иным федеральным законам и другим нормативным правовым актам не противоречит; соответствующие положения Избирательного кодекса города Москвы, Закона города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии", наделяющие МГИК правом утверждать Порядок, распространяющий свое действие непосредственно на выборы в орган государственной власти города Москвы, недействующими не признаны.
Кроме того, не установлено и нарушения прав и свобод административного истца, не ограниченного в праве представить заявление об уполномоченном представителе по финансовым вопросам.
При таких данных, суд, оценивая по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не находит оснований для удовлетворения требований Бабича Г.О. о признании Порядка недействующим.
Соответственно не подлежат удовлетворению и требования административного истца о возложении на Московскую городскую избирательную комиссию обязанности отменить оспариваемый Порядок (как вытекающие из основного требования, в удовлетворении которого отказано).
Руководствуясь статьями 175, 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Бабича Глеба Олеговича о признании недействующим Порядка регистрации и деятельности уполномоченных представителей кандидатов в депутаты Московской городской Думы по финансовым вопросам, утвержденного решением Московской городской избирательной комиссии от 28 мая 2024 года N 88/4, отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение 5 дней со дня его принятия. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2024 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении иска о признании недействующим порядка регистрации уполномоченных представителей кандидатов в депутаты, утвержденного избирательной комиссией, указав на законность принятого решения и отсутствие нарушений прав истца. Суд установил, что порядок был утвержден в соответствии с действующим законодательством и не противоречит нормам, регулирующим избирательный процесс.