Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Забродине А.В. с участием прокурора Цветковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3566/2024 по административному исковому заявлению Р--- А--- Е--- о признании незаконным и отмене решения Московской городской избирательной комиссии от 04 июля 2024 года "О порядке дистанционного электронного голосования в городе Москве при проведении электронного голосования на выборах в единый день голосования",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Московской городской Думы от 05.06.2024 N 56 "О назначении выборов депутатов Московской городской Думы восьмого созыва" выборы депутатов Московской городской Думы восьмого созыва назначены на 08 сентября 2024 года.
13 июня 2024 года Московской городской избирательной комиссией принято решение N 90/3 "О проведении дистанционного электронного голосования в городе Москве на выборах в единый день голосования 8 сентября 2024 года". Названным актом решено провести дистанционное электронное голосование на выборах депутатов Московский городской Думы восьмого созыва и совмещенных с ними выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в городе Москве в единый день голосования с 8.00 6 сентября 2024 года до 20.00 8 сентября 2024 года. Для проведения дистанционного электронного голосования используется государственная информационная система "Система дистанционного электронного голосования", являющаяся государственной информационной системой города Москвы.
19 июня 2024 года Центральной избирательной комиссией РФ принято постановление N 173/1361-8 "Об электронном голосовании на выборах, назначенных на 8 сентября 2024 года", которым постановлено поручить Московской городской избирательной комиссии принять решение о проведении электронного голосования в городе Москве на выборах, назначенных на 8 сентября 2024 года.
03 июля 2024 года Центральной избирательной комиссией РФ принято постановление N 175/1389-8 "О Порядке электронного голосования на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации", которым утвержден Порядок электронного голосования на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации.
04 июля 2024 года Московской городской избирательной комиссией принято решение провести на выборах депутатов Московский городской Думы восьмого созыва и совмещенных с ними выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в городе Москве в единый день голосования 8 сентября 2024 года электронное голосование.
04 июля 2024 года Московской городской избирательной комиссией принято решение N 98/3 "О Порядке дистанционного электронного голосования и особенностях голосования в городе Москве при проведении электронного голосования на выборах в единый день голосования 8 сентября 2024 года". Названным решением утвержден Порядок дистанционного электронного голосования в городе Москве при проведении электронного голосования на выборах в единый день голосования 8 сентября 2024 года.
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение Московской городской избирательной комиссии от 04 июля 2024 года N 98/3 "О порядке дистанционного электронного голосования в городе Москве при проведении электронного голосования на выборах в единый день голосования", указывая на незаконность принятого решения, невозможность получения бумажного бюллетеня, отсутствие понятного механизма его получения, что может привести к массовым нарушениям прав человека на предстоящих выборах. Как указал истец, он просит обязать ответчика принять новые решения о порядке электронного голосования, уточнив раздел, связанный с получением бюллетеня на бумажном носителе в единый день голосования 08 сентября 2024 года.
Административный истец Р--- А.Е. в судебное заседание явился, административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Московской городской избирательной комиссии Г--- И.В. в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражал, представил письменный отзыв.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Ц--- О.В, полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Согласно части 2 статьи 86 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" решения и действия (бездействие) Городской комиссии, окружных комиссий обжалуются в Московский городской суд.
Проверяя полномочия Московской городской избирательной комиссии на принятие оспариваемого решения, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Закона города Москвы от 23.04.2003 N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" Московская городская избирательная комиссия (далее - Городская комиссия) образуется для обеспечения реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, организации и проведения на территории города Москвы выборов и референдумов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
В силу части 1 статьи 6 названного Закона Городская комиссия является государственным органом города Москвы, организующим подготовку и проведение на территории города Москвы выборов и референдумов в соответствии с компетенцией, установленной федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами города Москвы.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что Городская комиссия принимает нормативные акты в форме решений Городской комиссии. Решения и иные акты Городской комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, государственных учреждений, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей, участников референдума, а также нижестоящих избирательных комиссий.
04 июля 2024 года Московской городской избирательной комиссией принято решение N 98/3 "О Порядке дистанционного электронного голосования и особенностях голосования в городе Москве при проведении электронного голосования на выборах в единый день голосования 8 сентября 2024 года". Названным решением утвержден Порядок дистанционного электронного голосования в городе Москве при проведении электронного голосования на выборах в единый день голосования 8 сентября 2024 года.
Согласно части 1 статьи 3 Закона города Москвы от 23.04.2003 N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" Городская комиссия формируется в составе 14 членов комиссии с правом решающего голоса.
В силу части 1 статьи 9 Закона заседание Городской комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее восьми членов Городской комиссии с правом решающего голоса.
Согласно выписке из протокола заседания Московской городской избирательной комиссии от 04 июля 2024 года N 98 при принятии решения "О Порядке дистанционного электронного голосования и особенностях голосования в городе Москве при проведении электронного голосования на выборах в единый день голосования 8 сентября 2024 года" присутствовали 13 членов Московской городской избирательной комиссии с правом решающего голоса, в голосовании приняло участие 13 членов комиссии.
Таким образом, Решение принято при наличии кворума и в пределах компетенции Московской городской избирательной комиссии.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии требованиям законодательства решения Московской городской избирательной комиссии от 04 июля 2024 года "О порядке дистанционного электронного голосования в городе Москве при проведении электронного голосования на выборах в единый день голосования", суд не может согласиться с ними.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Согласно преамбуле Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.
Согласно пункту 15 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов, референдума вместо голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, может проводиться электронное голосование.
В соответствии с пунктами 1, 4, 8, 12, 13 статьи 64.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов, референдумов по решению соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума может проводиться дистанционное электронное голосование. Решение о проведении дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на референдуме субъекта Российской Федерации принимается избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации (на выборах в органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, на местном референдуме по предложению территориальной избирательной комиссии федеральной территории, избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума) по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Таким образом, реализуя полномочия, предоставленные избирательной комиссии субъекта РФ положениями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Московской городской избирательной комиссией принято соответствующее решение.
При этом необходимо отметить, что Порядок дистанционного электронного голосования и особенности голосования в городе Москве при проведении электронного голосования на выборах в единый день голосования 8 сентября 2024 года, утвержденные решением от 04.07.2024 N 98/3, не исключают использование избирателями такого способа реализации активного избирательного права, как голосование посредством бумажного избирательного бюллетеня, а наоборот, предусматривают правовой механизм отказа от участия в дистанционном электронном голосовании и электронном голосовании и получения бумажного избирательного бюллетеня (раздел 7 Порядка и особенностей), в связи с чем избирательное право жителей города Москвы не будет нарушено.
Суд соглашается с доводом административного ответчика о том, что установленный оспариваемым решением порядок дистанционного электронного голосования, по сути, отражает законодательно установленные дополнительные гарантии реализации избирателями активного избирательного права, поскольку пункт 15 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" говорит о взаимоисключающих формах голосования.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (например, в Постановлении от 15.04.2014 N 11-П), законодатель обязан конкретизировать правила проведения выборов, основываясь на базовых конституционных принципах (народовластие, равенство, право участия в управлении делами государства, право участия в избрании органов публичной власти - ст. ст. 3, 19, 32 Конституции РФ), а граждане вправе принять участие в голосовании в той форме, которая установлена законом.
Использование системы дистанционного электронного голосования в городе Москве в приоритет над традиционными технологиями в избирательном процессе на территории города Москвы, являясь естественной цифровой трансформацией, не означает полный отказ от последних.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы определена как национальная цель развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года.
Отклоняется судом довод административного истца о том, что оспариваемое решение вводит ограничения на голосование и нарушает равенство избирателей, поскольку участие в дистанционном электронном голосовании является дополнительной гарантией активного избирательного права и не обязывает гражданина принимать участие в голосовании только в электронной форме. Действующее законодательство гарантирует равную защиту избирательных прав как тех граждан, которые выразили свою волю посредством дистанционного голосования, так и тех, кто непосредственно пришел на избирательный участок, получив бумажный бюллетень в порядке, предусмотренном действующими актами в данной области правоотношений.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Р--- А--- Е--- о признании незаконным и отмене решения Московской городской избирательной комиссии от 04 июля 2024 года "О порядке дистанционного электронного голосования в городе Москве при проведении электронного голосования на выборах в единый день голосования".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом указанного решения.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 25 июля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил иск о признании незаконным решения избирательной комиссии о порядке дистанционного электронного голосования, установив, что комиссия действовала в рамках своей компетенции и в соответствии с законодательством, обеспечивая дополнительные гарантии избирательных прав. Суд отметил, что оспариваемый порядок не исключает возможность голосования с использованием бумажных бюллетеней.