Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 октября 2006 г. N Ф04-7073/2006(27774-А46-22)
(извлечение)
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.03.2006 по делу N К/Э-202/2005 сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) "Семяновский" признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден В.
Гражданин С. обратился а арбитражный суд в порядке статей 100, 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федерального закона о банкротстве 2002 года) с требованием 0 включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в сумме XXX рублей, связанной с возмещением вреда, причиненного здоровью.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданин C. заявил об изменении предмета требований и просил включить Российскую Федерацию в лице Государственного учреждения Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ ОРО ФСС Российской Федерации) в реестр требований кредиторов СПК "Семяновский" с требованием по капитализированным платежам, связанным с причинением вреда здоровью в сумме XXX рублей, начисленных за период после открытия конкурсного производства (с апреля 2006 года).
В части задолженности по возмещению вреда здоровью за период с сентября 2005 года по март 2006 года в сумме 24 400 рублей просил включить в реестр требование гражданина С.
Определением от 13.07.2006 (судья Ш.) включено в первую очередь реестра требований кредиторов должника требование ГУ ОРО ФСС Российской Федерации в сумме XXX рублей задолженности по капитализированным платежам, начисленным с апреля 2006 года, связанным с причинением вреда здоровью С. Во включении требования С. в сумме 24 400 рублей задолженности по возмещению вреда здоровью за период сентября 2005 по март 2006 года отказано, как имеющего текущий характер и подлежащего удовлетворению вне очереди в порядке пункта 1 статьи 134 Федерального закона о банкротстве 2002 года.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность определения суда не проверялись.
ГУ ОРО ФСС Российской Федерации обратилось с кассационной жалобой, доводы которой поддержаны представителем в судебном заседании, просит определение отменить, производство по делу прекратить. Считает, что ГУ ОРО ФСС Российской Федерации не является органом государственной власти и не может выступать от имени Российской Федерации.
Полагает, что к страховому случаю относятся два события - несчастный случай на производстве и профессиональное заболевание, а С. не состоял в трудовых отношениях с причинителем вреда и не являлся лицом, застрахованным в системе обязательного социального страхования, вред его здоровью причинен не вследствие несчастного случая на производстве, а в результате дорожно-транспортного происшествия по вине должника.
Заявитель указывает, что, произведя данные выплаты, Фонд нарушит один из основных принципов осуществления обязательного социального страхования, а именно: целевое использование средств обязательного социального страхования.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае ликвидации юридического лица соответствующие повременные платежи должны быть капитализированы для выплаты потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
Согласно части 3 статьи 135 Федерального закона о банкротстве 2002 года с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных платежей переходит к Российской Федерации. При этом к Российской Федерации также переходят обязательства по возмещению вреда здоровью потерпевшему, которые впоследствии исполняются в соответствии с Федеральным законом и в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Названная норма Федерального закона о банкротстве 2002 года носит общий характер и не может быть истолкована как исключающая возможность перехода к Российской Федерации права требования по капитализированным платежам от граждан, не имеющих права на возмещение вреда здоровью через систему обязательного социального страхования.
При этом Российская Федерация, приняв на себя Федеральным законом о банкротстве 2002 года обязательство по возмещению вреда здоровью, причиненного организацией, ликвидируемой через процедуру конкурсного производства, гражданам, которые изъявили согласие на переход их права требования к Российской Федерации, исходя из пункта 3 статьи 135 Федерального закона о банкротстве 2002 года не вправе отказаться от исполнения этих своих обязанностей перед потерпевшими.
Иное противоречило бы положениям статей 2, 39 Конституции Российской Федерации.
По смыслу пункта 1 Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863, при банкротстве причинителя вреда капитализированные платежи, предназначенные для удовлетворения требований граждан, не застрахованных в системе обязательного социального страхования, подлежат внесению в Фонд социального страхования Российской Федерации. Поэтому в случае перехода к Российской Федерации обязанностей по возмещению вреда здоровью таким потерпевшим соответствующие выплаты осуществляются от имени Российской Федерации данным Фондом в порядке, установленном главой II Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", применительно к работникам должника.
Обжалуемое определение от 13.07.2006 Арбитражного суда Омской области по настоящему делу не противоречит позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 06.09.2005 N 5048/05; от 06.09.2005 N 4275/05.
С учетом изложенного, арбитражный суд принял законный и обоснованный судебный акт о переходе к Российской Федерации права требования по капитализированным платежам от гражданина С. и о включении их в реестр требований кредиторов должника.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение от 13.07.2006 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-9183/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 октября 2006 г. N Ф04-7073/2006(27774-А46-22)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании