Судья Московского городского суда Леонова М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника фио в интересах фио, по жалобе должностного лица ФАС России фио на постановление N29/04/14.55-272/2023 по делу об административном правонарушении от 25.07.2023г., вынесенное заместителем начальника Управления контроля ракетно-космической, атомной промышленности и авиастроения Федеральной антимонопольной службы России фио, решение судьи Тимирязевского районного суда адрес от 20 сентября 2023 по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ в отношении директора по оборонным проектам и программам - руководителя научного комплекса "Обликовые исследования и оценка эффективности авиационных комплексов" ФАУ "ГосНИИАС" Самойлова Вячеслава Павловича
УСТАНОВИЛ:
постановлением N29/04/14.55-272/2023 по делу об административном правонарушении от 25.07.2023г, вынесенное заместителем начальника Управления контроля ракетно-космической, атомной промышленности и авиастроения Федеральной антимонопольной службы России фио, директор по оборонным проектам и программам - руководитель научного комплекса "Обликовые исследования и оценка эффективности авиационных комплексов" ФАУ "ГосНИИАС" Самойлов В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма
Решением судьи Пресненского районного суда адрес от 20 сентября 2023 года постановление N29/04/14.55-272/2023 от 25.07.2023 года изменено в части назначения Самойлову В.П. наказания со штрафа на предупреждение.
Не согласившись с состоявшимися по настоящему делу постановлением должностного лица и решением судьи, защитник фио обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит их отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал на то, что доказательства вины его в совершении вмененного административного правонарушения отсутствуют, соблюсти установленные договором сроки исполнения условий договора не представилось возможным в виду объективных причин.
Не согласившись с решением судьи, фио обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит решение судьи отменить, постановление от 25.07.2023 N29/04/14.55-272/2023 оставить в силе, по доводам изложенным в жалобе.
Руководитель научного комплекса "Обликовые исследования и оценка эффективности авиационных комплексов" ФАУ "ГосНИИАС" Самойлов В.П. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания, извещена надлежащим образом, обеспечил явку своего защитника фио, который жалобу по изложенным в ней доводам поддержал.
фио в судебное заседание нен явился, о дате, врмени и месте судебного заседания извещен.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, изучив представленные возражения на жалобу, основания для отмены или изменений обжалуемых постановлений не нахожу.
Частью 1 ст. 14.55 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение должностным лицом головного исполнителя условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, либо нарушение должностным лицом исполнителя условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сумма прописью.
Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу определены Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от дата N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" под государственным оборонным заказом понимаются установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 - 4 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" государственным заказчиком государственного оборонного заказа (государственный заказчик) является федеральный орган исполнительной власти, наименование организации или наименование организации, обеспечивающие поставки продукции по государственному оборонному заказу; головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу (головной исполнитель) является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу; исполнителем, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель) является лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" установлено, что исполнитель обеспечивает соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, в ФАС России поступила информация Министерства обороны РФ о признаках нарушения Закона о государственном оборонном заказе в действиях ФАУ "ГосНИИАС", выразившееся в нарушении срока выполнения работ при исполнении государственного контракта N2123187140572452408003217 от 09.12.2021г.
ФАС России в адрес ФАУ "ГосНИИАС" направлен запрос об истребовании информации по исполнению государственного контракта, в ответ на который ФАУ "ГосНИИАС" 19.05.2023г. представлены запрашиваемые документы и сведения N0005/313дсп.
По результатам анализа полученных документов и сведений административным органом установлено, что между Министерством обороны РФ и ФАУ "ГосНИИАС" заключен государственный контракт на выполнение научно-исследовательских работ шифр "Ясность".
В соответствии с условиями Государственного контракта срок выполнения работ по этапу N2 установлен до 30.11.2022г.
Однако, акт сдачи-приемки выполненных работ по этапу N2 государственного контракта подписан сторонами 14.12.2022г.
Таким образом, установлен факт нарушения сроков выполнения работ по этапу N2 Государственного контракта от 09.12.2021г, т.е. нарушены требования п.12 ч.1 ст.8 Закона о государственном оборонном заказе.
ФАС России из ФАУ "ГосНИИАС" истребованы сведения о должностном лице, ответственном за своевременное выполнение и сдачу этапов Государственного контракта.
Согласно представленным ФАУ "ГосНИИАС" сведениям должностным лицом, ответственным за своевременное выполнение этапов Государственного контракта, является директор по оборонным проектам и программам - руководитель научного комплекса "Обликовые исследования и оценка эффективности авиационных комплексов" Самойлов В.П.
Приказом ФАУ "ГосНИИАС" N467 от 21.12.2021 оперативное руководство научно-исследовательскими работами поручено Самойлову В.П.
В соответствии с п.4.1 должностной инструкции директор по оборонным проектам и программам - руководитель научного комплекса "Обликовые исследования и оценка эффективности авиационных комплексов" обязан организовывать и обеспечивать выполнение на высоком научно-техническом уровне НИОКР по договорам с заказчиками, а также инициативных работ.
В силу п.4.3 должностной инструкции директор по оборонным проектам и программам - руководитель научного комплекса "Обликовые исследования и оценка эффективности авиационных комплексов" обязан контролировать выполнение договорных обязательств, включая качество и сроки выполнения работ, а также утверждать и предоставлять заказчику НТД и РКД, разработанные при выполнении НИР и ОКР в рамках выполнения гособоронзаказа.
Пунктом 4.6 должностной инструкции установлено, что директор по оборонным проектам и программам - руководитель научного комплекса "Обликовые исследования и оценка эффективности авиационных комплексов" обеспечивает организацию и координацию выполняемых в учреждении НИР и ОКР по прямым заказам государственных заказчиков, в том числе Миниистерства обороны РФ, Министерства промышленности и торговли РФ (в части оборонной тематики).
Таким образом, административным органом установлено, что 01.12.2022г. по адресу: адрес, Самойлов В.П. допустил нарушение сроков выполнения работ по этапу N2 Государственного контракта от 09.12.2021г, чем нарушил требования п.12 ч.1 ст.8 Закона о государственном оборонном заказе, о чем заместителем начальника 1 отдела Управления контроля ракетно-космической, атомной промышленности и авиастроения ФАС России фио 13.07.2023г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном по ч.1 ст.14.55 КоАП РФ.
Действия директора по оборонным проектам и программам - руководителя научного комплекса "Обликовые исследования и оценка эффективности авиационных комплексов" ФАУ "ГосНИИАС" Самойлова В.П. квалифицированы по ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ.
Данные обстоятельства и вина директора по оборонным проектам и программам - руководителя научного комплекса "Обликовые исследования и оценка эффективности авиационных комплексов" ФАУ "ГосНИИАС" Самойлова В.П. в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются следующими доказательствами: копией дополнительного соглашения N1 к государственному контракту N2123187140572452408003217 от 09.12.2021г, заключенного между Министерством обороны РФ и ФАУ "ГосНИИАС" от 08.08.2022г.; выпиской из государственного контракта N2123187140572452408003217 от 09.12.2021г, согласно которой срок исполнения работ по этапу N2 является 30.11.2022г.; актом сдачи-приемки выполненного этапа НИР научно-исследовательской работы шифр "Ясность" по государственному контракту от 14.12.2022г.; уведомление о готовности этапа N2 НИР "Ясность" от 25.11.2022г.; приказом N467 от 21.12.2021г, в соответствии с которым оперативное руководство НИР "Ясность" поручено директору по оборонным проектам и программам - руководителю научного комплекса "Обликовые исследования и оценка эффективности авиационных комплексов" ФАУ "ГосНИИАС" Самойлову В.П.; должностной инструкцией директора по оборонным проектам и программам - руководителя научного комплекса "Обликовые исследования и оценка эффективности авиационных комплексов" ФАУ "ГосНИИАС", утвержденной генеральным директором ФАУ "ГосНИИАС" и иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности директора по оборонным проектам и программам - руководителя научного комплекса "Обликовые исследования и оценка эффективности авиационных комплексов" ФАУ "ГосНИИАС" Самойлова В.П. совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.55 КоАП РФ.
При рассмотрении дела должностным лицом и судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины директора по оборонным проектам и программам - руководителя научного комплекса "Обликовые исследования и оценка эффективности авиационных комплексов" ФАУ "ГосНИИАС" Самойлова В.П. в его совершении.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В рамках исполнения своих должностных обязанностей директор по оборонным проектам и программам - руководитель научного комплекса "Обликовые исследования и оценка эффективности авиационных комплексов" ФАУ "ГосНИИАС" Самойлов В.П. в период срока исполнения указанного выше договора не предпринял надлежащих мер по продлению сроков исполнения договора, каких-либо действий по заключению дополнительного соглашения об изменении сроков выполнения работ не предпринял. О невозможности исполнения обязательств по договору заказчику не сообщил, допустив нарушение сроков выполнения работ по договору.
При заключении контракта от 09.12.2021 г. N 2123187140572452408003217 на выполнение найчно-исследовательских работ шифр "Ясность", срок выполнения работ был определен конкретной календарной датой (30.11.2022 г.), при этом договором не предусмотрено каких-либо отлагательных или отменительных условий, ставящих выполнение работ в зависимость от исполнения иных этапов, определенных договором, или действий заказчика.
Договор от 09.12.2021 г. N 123187140572452408003217 подписан как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя без каких-либо замечаний и оговорок в указанной части.
Соглашаясь при заключении договора от 09.12.2021 г, в том числе в части сроков исполнения работ ФАУ "ГосНИИАС" было обязано проанализировать характер предполагаемых работ, возможные риски, влекущие правовые последствия для исполнителя, а также соразмерность объема работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач и выполнение функций, и совершать другие действия, направленные на соблюдение установленного срока выполнения условий договора.
При этом, само по себе уведомление о готовности к сдаче 2 этапа Государственного контракта, направленного в адрес заказчика в установленные сроки, не является бесспорным доказательством выполнения в установленный срок обязательства по второму этапу Государстенного контракта N 2123187140572452408003217 от 09.12.2021 года, так как акт сдачи-приемки выполнения работ по этапу N 2 государственного контракта подписан сторонами 14.12.2022 года, тем самым допущено нарушение сроков выполнения работ по договору, заключенному в целях исполнения государственного оборонного заказа.
В связи с этим, довод заявителя о том, что директор по оборонным проектам и программам - руководитель научного комплекса "Обликовые исследования и оценка эффективности авиационных комплексов" ФАУ "ГосНИИАС" Самойлов В.П. выполнил условия договора в срок, не свидетельствует об отсутствии в действиях последнего состава вмененного административного правонарушений.
Доказательств того, что последним в указанный период были приняты достаточные и необходимые меры по исполнению возложенной на него законом обязанности материалы дела не содержат, суду не представлено.
Иные доводы жалобы по существу направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
В соответствии со ст.3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса (ч.3 ст.3.4 КоАП РФ).
Административное наказание назначено директор по оборонным проектам и программам - руководитель научного комплекса "Обликовые исследования и оценка эффективности авиационных комплексов" ФАУ "ГосНИИАС" Самойлов В.П. в пределах санкции ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ, с учетом требований ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ. При этом приняты во внимание характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление должностного лица и решение судьи районного суда являются законными и обоснованными, оснований для отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление N29/04/14.55-272/2023 по делу об административном правонарушении от 25.07.2023г, вынесенное заместителем начальника Управления контроля ракетно-космической, атомной промышленности и авиастроения Федеральной антимонопольной службы России фио, решение судьи Тимирязевского районного суда адрес от 20 сентября 2023 по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ в отношении директора по оборонным проектам и программам - руководителя научного комплекса "Обликовые исследования и оценка эффективности авиационных комплексов" ФАУ "ГосНИИАС" Самойлова Вячеслава Павловича оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда М.Н. Леонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что директор научного комплекса допустил нарушение сроков выполнения работ по государственному контракту, что квалифицировано как административное правонарушение. Суд оставил в силе решение о наложении штрафа, изменив его на предупреждение, учитывая отсутствие причинения вреда и впервые совершенное правонарушение. Жалоба защитника отклонена.