Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Шаиняна К.Б. на постановление судьи Басманного районного суда Москвы от 25.09.2023, которым Шаинян Карен Багратович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
15.08.2023 главным специалистом отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по ЦФО в отношении Шаиняна К.Б. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Басманный районный суд адрес, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, Шаинян К.Б. ставит вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, а также в связи с неправильным определением судом обстоятельств дела.
Шаинян К.Б. и его защитник Оленичев М.В. надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили. Руководствуясь нормами ст.25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело без их участия.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления судьи районного суда по следующим основаниям.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности) наступает за производство материалов и (или) их распространение иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалов, направляемых иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы или организации в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо информации, касающейся вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", распространяемой в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента.
В силу части 3 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, I установленного статьей 4 Федерального закона N 255-ФЗ, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона N 255-ФЗ, к видам, деятельности, осуществляемой иностранным агентом, в том числе, относится распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), и (или) участие в создании указанных сообщений и материалов.
Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ форма указания, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, требования к размещению такого указания и порядок его размещения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Форма указания, предусмотренного частью 3 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ, требования к размещению и порядок размещения такого указания установлены Правилами размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"", которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2022 N 2108 (вступило в силу 01 декабря 2022 года и действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу).
В соответствии с пунктом 2 Правил материалы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом, учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица, имеющие текстовую или аудиовизуальную форму (далее соответственно - текстовый материал, аудиовизуальный материал), должны сопровождаться указанием в виде текстового сообщения, предусмотренным частями 3 или 4 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ, по формам, утвержденным Правилами.
В соответствии с пунктом 3 Правил материалы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом, учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица, имеющие форму аудиосообщений или аудиоматериалов, должны сопровождаться указанием в звуковой форме, предусмотренным частями 3 или 4 статьи 9 Федерального закона N255-ФЗ, по формам, утвержденным Правилами.
Согласно требованиям Правил текстовое указание и указание в звуковой форме должны размещаться на русском языке.
Размер шрифта текстового указания должен вдвое превышать размер шрифта текстового материала.
Цвет шрифта текстового указания должен быть контрастным по отношению к фону, на котором оно размещается.
Текстовое указание подлежит размещению в начале каждого текстового материала под заголовком либо в случае отсутствия заголовка непосредственно перед началом такого материала.
Не допускается наложение текстового указания на содержащийся в текстовом материале текст, изображение или иное сообщение и их фрагменты.
Текстовое указание, размещаемое в аудиовизуальном материале, подлежит расположению по центру изображения на площади не менее 20 процентов размера такого изображения.
Не допускается наложение указания в звуковой форме на звуковые фрагменты аудиоматериала.
При размещении указания в звуковой форме не допускается применение технологий по увеличению скорости его воспроизведения.
Уровень громкости звука воспроизведения указания в звуковой форме должен быть не ниже уровня громкости звука аудиоматериала.
Текстовое указание в аудиовизуальном материале и указание в звуковой форме в аудиоматериале должны быть размещены в начале трансляции таких материалов, а также при каждом возобновлении трансляции таких материалов после их прерывания.
Продолжительность демонстрации текстового указания в аудиовизуальном материале в начале трансляции такого материала должна составлять не менее 15 секунд.
Материалы иностранного агента, распространяемые на адрес, должны сопровождаться следующим указанием: "Настоящий материал (информация) (произведен, распространен и (или) направлен) иностранным агентом (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащиеся в реестре иностранных агентов) либо касается деятельности иностранного агента (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащиеся в реестре иностранных агентов)".
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, Шаинян К.Б. 12.06.2023 в 18 час. 45 мин, 12.07.2023 в 10 час. 27 мин, 15.07.2023 в 15 час. 01 мин, 22.07.2023 в 20 час. 55 мин. по адресу регистрации: адрес/9-11, корп.1, кв.144, в нарушении требований ч.3 ст. 9 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", допустил распространение материалов в мессенджере Telegram по адресам: https://t.me/queerography/567 (12.06.2023 в 18:45 час.); https://t.me/queerography/581 (12.07.2023 в 10:27 час.); https://t.me/queerography/583 (15.07.2023 в 15:01 час.); https://t.me/queerography/585 (22.07.2023 в 20:55 час.); https://t.me/queerography/586 (22.07.2023 в 20:55 час.), без указания на то, что эти материалы (информация) произведены и (или) распространены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента.
Согласно сведениям, содержащимся в реестре иностранных агентов, расположенном на официальном сайте Минюста России, Шаинян Карен Багратович включен в реестр иностранных агентов под порядковым номером 365, дата принятия решения о включении 15.04.2022.
Действия Шаиняна К.Б. судьёй районного суда квалифицированы по ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ.
Факт правонарушения и вина Шаиняна К.Б. в его совершении подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 15.08.2023; письмом ЦА Роскомнадзора от 21.06.2023; актом изготовления снимков экране от 24.07.2023 с приложением; скриншотом интернет-страницы официального сайта Министерства юстиции Российской Федерации, справкой ГУ МВД РФ по адрес и другими материалами дела.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Шаиняна К.Б, в совершении вмененного ему деяния.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, основаниям не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи с чем, судья обоснованно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления, дав им надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом.
В соответствии с п.58 ч.2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административном правонарушениях, предусмотренных частями 4, 5, 8 и 9 статьи 19.34 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с п.5.1.1.8. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228 (в актуальной на момент составления протокола редакции) "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" на Роскомнадзор возложена обязанность контроля за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет".
Таким образом протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по ЦФО в отношении Шаиняна К.Б. правомерно. Оснований для признания протокола недопустимым доказательством не имеется.
Довод жалобы о нарушении права Шаиняна К.Б. на защиту, поскольку он не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении, судом отклоняется как необоснованный.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ).
Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
В этой связи административный орган при отсутствии информации о месте жительства (пребывания) Шаиняна К.Б. за пределами РФ, правомерно направил ему уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по последнему известному месту жительства (ШПИ 80100886616374). Данное уведомление не было получено Шаиняном К.Б, в связи с чем протокол об административном правонарушении был правомерно составлен должностным лицом административного органа без его участия.
Довод жалобы о неправильном определении судом места совершения правонарушения не нашел своего подтверждения.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005г. N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность; при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица.
По имеющейся у суда информации Шаинян К.Б. является гражданином Российской Федерации, не имеющим на адрес постоянного места жительства, (снят с миграционного учета 09.08.2022 в связи с убытием в Израиль), проживающим за пределами РФ, пользователем информационного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предназначенного и (или) используемого гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами для распространения информации на государственном языке Российской Федерации.
Таким образом, местом распространения Шаиняном К.Б. материала (информации) в мессенджере "Телеграмм" без указания на то, что этот материал (информация) произведен и\или распространен иностранным агентом, является адрес.
С учетом этого правонарушение, за которое Шаинян К.Б. привлечен к административной ответственности по настоящему делу, совершено на адрес, дело было обоснованно рассмотрено Басманным районным судом адрес по последнему известному месту жительства Шаиняна К.Б, допустившего нарушение требований Федерального закона N 255-ФЗ в форме бездействия.
Довод жалобы о необоснованном вмешательстве в свободу выражения мнения, судом также отклоняется по следующим основаниям.
Норма ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 255-ФЗ не содержит ограничений к содержанию распространяемых иностранным агентом материалов.
Таким образом, нормы статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ устанавливают обязанности не к содержанию материалов иностранных агентов, а к порядку их распространения. Вмешательства в осуществление права на свободу выражения мнения не осуществляется.
Вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьёй 26.11 КоАП РФ, в связи с чем, они обосновано приняты и положены в основу вынесенного постановления, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины должностного лица в его совершении.
Приведённые в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях привлекаемого к административной ответственности лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения, санкция которого предусматривает административное наказание в виде административного штрафа.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Шаиняну К.Б. в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Порядок и срок давности привлечения Шаиняна К.Б. к административной ответственности соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Басманного районного суда Москвы от 25.09.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ, в отношении Шаиняна Карена Багратовича оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения к административной ответственности за распространение материалов без указания на статус иностранного агента. Установлено, что действия нарушителя соответствуют составу правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ, и не нарушают свободу выражения мнения. Постановление суда первой инстанции оставлено без изменения.