Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Джакупаева И.Ш. по ордеру адвоката фио на постановление судьи Чертановского районного суда адрес от 27 октября 2023 года, которым гражданин адрес фио, паспортные данные, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства ГУ МВД России по адрес,
УСТАНОВИЛ:
07 декабря 2023 года должностным лицом ОМВД России по адрес в отношении гражданина адрес Ильгиза Шайлобековича, паспортные данные, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
На основании положений п.1 ч.2 ст.29.9 КоАП РФ данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Чертановский районный суд адрес, судьей которого вынесено приведенное выше постановление.
Не согласившись с таким судебным актом, защитник Джакупаева И.Ш. по ордеру адвокат фио подала жалобу в Московский городской суд, согласно доводам которой, на адрес заявитель пребывает законно, на основании заключенного трудового договора официально осуществляет трудовую деятельность, имеет паспорт и миграционную карту, что подтверждено документально.
Решением судьи Московского городского суда от 03 ноября 2023 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника Джакупаева И.Ш.- без удовлетворения.
Постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 06 марта 2024 года указанный судебный акт судьи Московского городского суда отменен, дело направлено на новое рассмотрение в суд второй инстанции.
В судебное заседание Московского городского суда фио, извещенный о месте и времени слушания дела, в суд не явился, согласно представленной Центром временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства ГУ МВД России по адрес информации, выдворен службой МОСП по АВ ГУ МВД России 19 февраля 2024 года в адрес, обеспечил явку защитника по ордеру адвоката фио, в полном объеме поддержавшей изложенные в жалобе доводы, настаивавшей на их удовлетворении.
Проверив материалы дела, изучив приведенные выше доводы поданной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, имеются основания для отмены оспариваемого постановления судьи районного суда в силу следующего.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, нарушения, предусмотренные частью 1.1 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до сумма прописью с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 вышеназванного Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Признавая Джакупаева И.Ш. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергая административному наказанию, судья районного суда исходил из того, что в 11.00 час. 27 октября 2023 года по адресу: адрес, в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ОМВД России по адрес был выявлен гражданин адрес, прибывший на адрес 02 августа 2023 года в порядке, не требующем получение визы, который в нарушение требований ст.ст.2, 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не имел при себе документов (миграционной карты), подтверждающих его право пребывания на адрес.
Данные обстоятельства совершения заявителем указанного административного правонарушения и его виновность судья районного суда счел установленными совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Вместе с тем, постановление судьи районного суда признать законным не представляется возможным.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.ч.1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Обязанность доказывания указанных обстоятельств возложена, в том числе и на судью, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении; в целях проверки достоверности и допустимости имеющихся в деле доказательств судья вправе истребовать и исследовать дополнительные доказательства.
На основании ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении, на что также указано и в п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Указанные положения норм КоАП РФ судьей районного суда не соблюдены, выводы сделаны без надлежащей проверки всех обстоятельств дела, а также проверки наличия в действиях лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения.
Как следует из сведений АС ЦБДУИГ ГУ МВД России по адрес (л.д.10-14), гражданин адрес, иностранный паспорт 4688858, копия которого имеется в материалах дела, на адрес въехал 02 августа 2023 года с целью осуществления трудовой деятельности, ему выдана миграционная карта серии 4643N4595853 на период со 02 августа 2023 года по 30 октября 2023 года, подлинник которой приобщен к материалам дела.
23 декабря 2014 года в адрес подписан Договор о присоединении адрес к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 219-ФЗ "О ратификации Договора о присоединении адрес к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Следовательно, при решении вопроса о наличии у гражданина адрес законных оснований для пребывания на адрес необходимо исходить из того, имеется ли у него действующий трудовой договор. Если трудовой договор имеется, или он был заключен, а впоследствии досрочно расторгнут, то срок временного пребывания гражданина адрес на адрес должен определяться в соответствии с положениями частей 5 и 9 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, исключающими действие требований ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а при отсутствии такого договора подлежат применению нормы ч. 1 ст. 5 указанного Закона.
С учетом изложенного, также следует принять во внимание, что 25 августа 2023 года между Джакупаевым И.Ш. и ООО "Айресто" заключен трудовой договор N11 на неопределенный срок на выполнение работы в должности повара, с 27 мая 2021 года он поставлен на учет в налоговом органе, что подтверждается приобщенными в материалам дела трудовым договором со штампом ОМВД России по адрес о принятии уведомления о заключении данного договора, копией свидетельства о постановке на налоговый учет, характеристикой с места работы, свидетельствующей о том, что по состоянию на дату ее подписания - 26 октября 2023 года фио осуществлял трудовую деятельность в ООО "Айресто" в качестве повара с заработной платой сумма.
При таких обстоятельствах фио, как иностранный гражданин, не подлежит признанию нарушившим режим временного пребывания в Российской Федерации, в связи с чем в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В силу положений ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая установленные обстоятельства, указанные правовые нормы, обжалуемое постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ч. 3.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении заявителя - прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 -30. 8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление Чертановского районного суда адрес от 27 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина адрес Ильгиза Шайлобековича, паспортные данные, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, так как у гражданина имелись документы, подтверждающие законность его пребывания в стране. Постановление районного суда отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.