N 16-2185/2024
г. Санкт-Петербург 27 июня 2024 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р, рассмотрев жалобу (основную и дополнительную) Малковой И.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Северодвинского судебного района Архангельской области от 10 ноября 2023 года (с учетом определения мирового судьи судебного участка N 3 Северодвинского судебного района Архангельской области от 16 ноября 2023 года об исправлении описки) и решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 22 января 2024 года в отношении главного бухгалтера "данные изъяты" Малковой Илоны Алексеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Северодвинского судебного района Архангельской области от 10 ноября 2023 года (с учетом определения мирового судьи судебного участка N 3 Северодвинского судебного района Архангельской области от 16 ноября 2023 года об исправлении описки), оставленным без изменения решением судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 22 января 2024 года, главный бухгалтер муниципального "данные изъяты" Малкова И.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе (основной и дополнительной), поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Малкова И.А. выражает несогласие с судебными актами, ставит вопрос об их отмене, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы (основной и дополнительной) позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В примечании 1 к указанной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что предусмотренная этой статьей административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.
В силу примечания 4 к ст. 15.15.6 КоАП РФ под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается, в числе иного, искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет - это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом о бухгалтерском учете, в соответствии с требованиями, установленными названным Законом, и составление на её основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Требования к составлению бухгалтерской отчетности установлены Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений", утвержденной Приказом Минфина России от 25 марта 2011 года N 33н.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Малковой И.А. к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ послужили изложенные в обжалуемых судебных актах выводы о допущенном ею, являющейся главным бухгалтером "данные изъяты" 20 января 2022 года и 19 января 2023 года грубом нарушении требований к бухгалтерскому учету, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, а именно в нарушении Общероссийского классификатора основных фондов "ОК 013-2014 (СНС 2008)", принятого и введенного в действие приказом Госстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст, пунктов 3, 37, 53 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, Государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", пункта 8 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденных Приказом Минфина России от 23 декабря 2010 года N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению" объекты основных средств по состоянию на 1 января 2022 года на общую сумму 594803, 00 руб. (в том числе по КФО 2 - на сумму 442213, 00 руб, по КФО 4 - на сумму 82790, 00 руб.), по состоянию на 1 января 2023 года на общую сумму 611493, 00 руб. (в том числе по КФО 2 - на сумму 458903, 00 руб, по КФО 4 - на сумму 82790, 00 руб.), учтены на не соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Вышеуказанное нарушение привело к нарушению пункта 25 Инструкции N 183н, выразившееся в отражении на не соответствующем счете бюджетного учета амортизационных отчислений на данные объекты основных средств за 2021 год на общую сумму 594803, 00 руб. (в том числе по КФО 2 - на сумму 442 213, 00 руб, по КФО 4 - на сумму 82790, 00 руб.), за 2022 год - на общую сумму 611493, 00 руб. (в том числе по КФО 2 - на сумму 458903, 00 руб, по КФО 4 - на сумму 82790, 00 руб.), в нарушении пунктов 38, 99, 118 Инструкции N 157н, пунктов 7, 8 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года N 257н, пунктов 7, 8 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Запасы", утвержденного приказом Минфина России от 7 декабря 2018 года N 256н, в составе основных средств по состоянию на 1 января 2022 года на счете бухгалтерского учета 101.34 "Машины и оборудование - иное движимое имущество учреждения" учтены материальные запасы на сумму 4000, 00 рублей. В нарушение пунктов 84, 99 Инструкции 157н на объект, относящийся к материальным запасам, по состоянию на 1 января 2022 года начислена амортизация в размере 100 % балансовой стоимости. По состоянию на 1 января 2023 года указанные выше материальные запасы также числились на счете 101.34 "Машины и оборудование - иное движимое имущество учреждения, учреждения" с начисленной амортизацией в размере 100% балансовой стоимости.
Таким образом, установлены нарушения требований, предъявляемых к применению правил ведения бухгалтерского учета в части учета нефинансовых активов.
В результате данных нарушений допущено искажение показателей бухгалтерской отчетности учреждения за 2021 и 2022 годы, выраженных в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах более чем на 10 процентов в сведениях о движении нефинансовых активов "данные изъяты"
Приведенные в жалобе (основной и дополнительной) доводы не могут являться основанием для освобождения Малковой И.А. от административной ответственности и отмены вынесенных в отношении неё судебных актов, поскольку факт совершения ею административного правонарушения и её виновность подтверждаются достаточной совокупностью доказательств, собранных по делу и подробно приведенных в обжалуемых судебных актах, получивших надлежащую оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Поводов не доверять совокупности имеющих доказательств по делу, положенных в обоснование вывода о виновности Малковой И.А. в совершении административного правонарушения, не усматривается.
Выводы судебных инстанций, касающиеся оценки каждого из доказательств, надлежащим образом мотивированы, приведенные аргументы убедительны, сомнений в своей объективности и правильности не вызывают.
Протокол по делу об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, существенных нарушений требований закона, влекущих признание его недопустимым доказательством, при составлении протокола не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела и обстоятельства, подлежащие выяснению, в протоколе отражены.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющейся совокупности доказательств и всех обстоятельства дела, мировой судья и согласившийся с ним судья вышестоящей судебной инстанции правомерно пришли к выводу о доказанности в деянии привлекаемой к административной ответственности Малковой И.А. состава вмененного административного правонарушения.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Деяние главного бухгалтера "данные изъяты"" Малковой И.А. квалифицировано по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и подлежащего применению законодательства.
Доводы, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции жалобы, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, они были предметом тщательной проверки и надлежащей оценки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, не опровергают наличие в деянии Малковой И.А. объективной стороны состава административного правонарушения, за которое она привлечена к ответственности, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
Несогласие привлеченного к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм КоАП РФ и положений действующего законодательства, относимых к рассматриваемой ситуации, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения ст. 1.5 и ст. 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей, что имело место в данном случае (доказательства наличия иной причины неисполнения соответствующей обязанности главным бухгалтером учреждения отсутствуют).
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Малковой И.А. к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ с соблюдением требований ст. 3.1, ст. 3.5, ст. 4.1 КоАП РФ и является обоснованным.
Оснований для освобождения Малковой И.А. от административной ответственности не имеется.
Вынесенное мировым судьей определение от 16 ноября 2023 года об устранении описки в постановлении, надлежаще мотивировано, соответствует требованиям ст. 29.12.1 КоАП РФ и не ухудшило положение заявителя.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи с доводами, аналогичными изложенным в рассматриваемой жалобе, судьей городского суда дело проверено в полном объеме в соответствии со ст. 26.1, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в судебном решении дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым судья вышестоящей инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения Малковой И.А. к административной ответственности, справедливости назначенного наказания и отсутствии оснований для прекращения производства по делу. Оснований ставить под сомнение законность и обоснованность выводов судьи городского суда не имеется.
Вопреки утверждению в жалобе, в реализации права на защиту при рассмотрении жалобы судьей городского суда Малкова И.А. ограничена не была.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
По смыслу ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела (в зависимости от конкретных обстоятельств дела).
Оценив изложенные в обоснование заявленного Малковой И.А. ходатайства об отложении рассмотрения жалобы доводы с точки зрения необходимости и уважительности, судья городского суда уважительных причин для удовлетворения данного ходатайства не установил, поскольку факт невозможности её участия в судебном заседании не подтвержден, о чем вынес надлежаще мотивированное определение от 22 января 2024 года. При этом не установлено и обстоятельств, исключающих возможность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, реализовать право на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, через защитника.
Данные выводы являются правильными и сомнений не вызывают. Несогласие с результатом рассмотрения ходатайства само по себе не свидетельствует о нарушении прав лица, его заявившего.
Заявителем не представлено доказательств того, что в результате отклонения ходатайства об отложении судебного заседания были нарушены её права, она была лишена возможности представлять имеющие значение для правильного разрешения дела доказательства.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 30.13 и ст. 30.17 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Северодвинского судебного района Архангельской области от 10 ноября 2023 года (с учетом определения мирового судьи судебного участка N 3 Северодвинского судебного района Архангельской области от 16 ноября 2023 года об исправлении описки) и решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 22 января 2024 года в отношении главного бухгалтера "данные изъяты" Малковой Илоны Алексеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Малковой И.А. (основную и дополнительную) - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции И.Р. Косицына-Камалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения главного бухгалтера к административной ответственности за грубые нарушения требований бухгалтерского учета, что привело к искажению отчетности более чем на 10%. Судебные акты первой и апелляционной инстанций были оставлены без изменения, так как доводы жалобы не опровергли факты нарушения и не подтвердили наличие оснований для отмены решений.