N 16-2433/2024
г. Санкт-Петербург 4 июля 2024 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р, рассмотрев жалобу Балашова Д.Л. на постановление врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Санкт-Петербургу N от 2 мая 2023 года, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 августа 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Карелия от 27 сентября 2023 года, вынесенные в отношении должностного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" Балашова Дмитрия Леонидовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
постановлением врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Санкт-Петербургу N от 2 мая 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 августа 2023 года и решением судьи Верховного Суда Республики Карелия от 27 сентября 2023 года, генеральный директор ООО " "данные изъяты"" Балашов Д.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Балашов Д.Л. выражает несогласие с постановлением должностного лица и судебными решениями, считает их незаконными, принятыми с существенным нарушением норм процессуального закона и материального права; просит состоявшиеся акты отменить.
Прокурор г. Петрозаводска Республики Карелия, извещенный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражений на жалобу не представил.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.37 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, и определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу.
В соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 275-ФЗ исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту и представляет государственному заказчику информацию об исполнении каждого контракта в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов дела, основанием для привлечения генерального директора ООО " "данные изъяты"" Балашова Д.Л. к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ явилось нарушение требований п. 16 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", выразившееся в не осуществлении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту, а именно заключенных ООО " "данные изъяты"" (исполнитель) с головным исполнителем - ООО " "данные изъяты"" государственных контрактов N от 3 августа 2021 года и N от 19 ноября 2021 года, заключенных в рамках государственного оборонного заказа на проведение приемно-сдаточных испытаний электроустановок здания "Петрозаводское президентское кадетское училище". С момента заключения первого договора и до дня обнаружения правонарушения соответствующий учет не велся, документов, подтверждающих ведение раздельных результатов финансово-хозяйственной деятельности в рамках государственного оборонного заказа, не представлено.
По результатам прокурорской проверки 31 марта 2023 года заместителем прокурора г. Петрозаводска Республики Карелия в отношении генерального директора ООО " "данные изъяты"" Балашова Д.Л. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено с соблюдением требований статей 28.4, 28.2 КоАП РФ.
Факт совершения Балашовым Д.Л. административного правонарушения и его виновность подтверждаются достаточной совокупностью доказательств, собранных по делу и подробно приведенных в обжалуемых судебных актах, получивших надлежащую оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Не доверять совокупности имеющихся доказательств по делу, положенных в обоснование вывода о виновности Балашова Д.Л, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, оснований не имелось, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга, получены с соблюдением процессуальных требований КоАП РФ.
Выводы судебных инстанций, касающиеся оценки каждого из доказательств, надлежащим образом мотивированы, приведенные аргументы убедительны, сомнений в своей объективности и правильности не вызывают.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, должностное лицо, допустившее нарушение и его виновность, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения установлены и доказаны на основании исследования подробно приведенных в судебных актах представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
На основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющейся совокупности доказательств и всех обстоятельства дела, должностное лицо и согласившиеся с ним судебные инстанции правомерно пришли к выводу о доказанности в деянии привлекаемого к административной ответственности Балашова Д.Л. состава вмененного административного правонарушения. Оснований для иной оценки выводов о виновности и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что генеральный директор ООО " "данные изъяты"" Балашов Д.Л. имел реальную возможность исполнить требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, однако должных мер к тому не принял, следовательно, он, как должностное лицо, обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ, в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, были предметом тщательной проверки и оценки нижестоящих судебных инстанций в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах, не ставят под сомнение их законность, обоснованность и наличие в действиях Балашова Д.Л. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ.
Несогласие привлеченного к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм КоАП РФ и положений действующего законодательства, относимых к рассматриваемой ситуации, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принцип презумпции невиновности при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушен. Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения ст. 1.6 КоАП РФ не нарушены.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
С учетом разъяснений законодательства, содержащихся в абзаце 3 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" совершенное Балашовым Д.Л. административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ, является длящимся, поскольку его объективная сторона выражается в длительном неисполнении предусмотренных законом обязанностей - неведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности общества по государственному оборонному заказу.
При этом из материалов дела следует, что в период с 3 августа 2021 года по 31 октября 2022 раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности генеральным директором общества Балашовым Д.Л. не велся по всем государственным контрактам, заключенным в рамках исполнения государственного оборонного заказа.
Датой совершения длящегося административного правонарушения является день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения, по настоящему делу это 31 октября 2022 года (дата выявления прокурором факта нарушения порядка учета результатов финансово-хозяйственной деятельности).
Таким образом, вопреки мнению заявителя, на момент вынесения постановления должностного лица срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ не истек.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Административное наказание назначено по правилам ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ, и является обоснованным.
Оснований для освобождения Балашова Д.Л. от административной ответственности не имеется.
При рассмотрении жалоб на постановление должностного лица, предыдущими судебными инстанциями дело проверено в полном объеме в соответствии со ст. 26.1, ч. 3 ст. 30.6, ст. 30.9 КоАП РФ, в судебных решениях дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым нижестоящие судебные инстанции пришли к выводу о законности и обоснованности привлечения Балашова Д.Л. к административной ответственности, справедливости назначенного наказания и отсутствии оснований для прекращения производства по делу. Оснований ставить под сомнение законность и обоснованность выводов, изложенных в судебных решениях не имеется.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или безусловной отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 30.13 и ст. 30.17 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
постановление врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Санкт-Петербургу N от 2 мая 2023 года, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 августа 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Карелия от 27 сентября 2023 года, вынесенные в отношении должностного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" Балашова Дмитрия Леонидовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ, оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции И.Р. Косицына-Камалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что генеральный директор общества с ограниченной ответственностью нарушил требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по государственному оборонному заказу, что повлекло административное наказание в виде штрафа. Судебные инстанции подтвердили законность и обоснованность привлечения к ответственности, отклонив доводы жалобы о нарушении процессуальных норм.