Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 8 ноября 2006 г. N Ф04-7414/2006(28203-А70-19)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Тюмени N 4 (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к предпринимателю С. о взыскании налоговых санкций в сумме 22 338,80 руб., начисленных на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2005 года в сумме 111 694 руб.
Решением от 07.08.2006 Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на статьи 171 - 174 Налогового кодекса Российской Федерации и наличие недоимки по лицевой карточке предпринимателя С., просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт о взыскании налоговых санкций в сумме 22 338,80 руб.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель С. соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемый инспекцией судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2005 года инспекцией принято решение от 14.04.2006 N 88/953 о привлечении предпринимателя С. к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 22 388,80 руб., доначислении налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2005 года в размере 111 694 руб. и пени в сумме 3 752,92 руб.
Основанием для вынесения данного решения послужило неисполнение налогоплательщиком требования налогового органа от 16.03.2006 N 1043/4330 о представлении документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2005 года.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований инспекции о взыскании с предпринимателя С. налоговых санкций, суд первой инстанции пришел к выводу, что непредставление для камеральной проверки по требованию налогового органа документов, подтверждающих право на налоговый вычет, не является основанием для применения к налогоплательщику ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
Указанный вывод суда не противоречит нормам права и материалам дела.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, бухгалтерскую отчетность, а также представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Согласно статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
При исчислении налога на добавленную стоимость налогоплательщик имеет право, применяя статью 171 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшить общую сумму налога на установленные этой статьей налоговые вычеты. В соответствии со статьей 172 названного Кодекса данные налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов.
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации, и при наличии соответствующих первичных документов.
Следовательно, при проведении камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость, в ходе которой проверяется правильность исчисления и уплаты налога, налоговый орган при необходимости вправе затребовать у налогоплательщика дополнительные документы, в том числе первичные документы, нужные для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов.
Этому праву налогового органа корреспондирует обязанность налогоплательщика (налогового агента) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных упомянутым Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
За неисполнение этой обязанности в определенный срок пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Следовательно, в рассматриваемых правоотношениях у налогового органа имелись основания для привлечения предпринимателя С. к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих неправильность приведенного налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации расчета налога на добавленную стоимость, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для взыскания налоговых санкций, примененных за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил: Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 07.08.2006 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-4979/13-06 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий является налоговым правонарушением.
Налоговый орган вынес решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ.
Налогоплательщик, не согласившись с решением налогового органа, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции подержал позицию налогоплательщика.
Федеральный арбитражный суд, рассмотрев кассационную жалобу налогового органа, указал следующее.
Согласно положениям ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
При этом в случае невыполнения требования налогового органа налогоплательщик привлекается к ответственности, предусмотренной п.1 ст.126 НК РФ.
Положения ст.122 НК РФ предусматривают ответственность за иное налоговое правонарушение.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали основания для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, за непредставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля.
Исходя из изложенного, федеральный арбитражный суд оставил без изменения судебный акт нижестоящей инстанции, а кассационную жалобу налогового органа без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 ноября 2006 г. N Ф04-7414/2006(28203-А70-19)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании