Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу старшего инспектора по ИАЗ отдела Госавтоинспекции МО МВД России "Котласский" Труша И.Б. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Вельского судебного района Архангельской области от 9 октября 2023 года и решение судьи Вельского районного суда Архангельской области от 21 ноября 2023 года, вынесенные в отношении Калашникова Александра Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Вельского судебного района Архангельской области от 9 октября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Вельского районного суда Архангельской области от 21 ноября 2023 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Калашникова А.Н. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, старший инспектор по ИАЗ отдела Госавтоинспекции МО МВД России "Котласский" Труш И.Б. просит судебные акты отменить, ссылаясь на отсутствие законных оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Калашников А.Н, извещенный о подаче жалобы, возражения не представил.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть.
Согласно пункту 2.3.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 2 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, на механических транспортных средствах (кроме мопедов, трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещается в правом нижнем углу ветрового стекла в установленных случаях лицензионная карточка.
Запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (пункт 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации).
Пункт 7.15 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к Основным положениям), не позволяет использовать автомобиль, государственный знак которого или способ его установки не отвечает требованиям соответствующего стандарта.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужили нижеследующие обстоятельства: 14 июля 2023 года в 14 часов 10 минут у д. N 9 по ул. 70 лет Октября в г. Котласе Архангельской области Калашников А.Н. управлял транспортным средством "данные изъяты" без государственных регистрационных знаков.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судебные инстанции исходи из того, что по смыслу ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ ответственности подлежат лица, нарушившие правила установки государственных регистрационных знаков и управляющие транспортным средством, зарегистрированным в органах ГИБДД, но автомобиль, которым управлял Калашников А.Н, в органах ГИБДД не зарегистрирован. Калашников А.Н. привлечен к административной ответственности по части 1.1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за повторное управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.
Судебными инстанциями не учтено, что из диспозиции части 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не следует, что к административной ответственности по данному составу подлежат привлечению лица за управление транспортными средствами, зарегистрированными в установленном порядке.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ объективную сторону состава данного административного правонарушения, в частности, образуют действия лица по управлению транспортным средством без государственных регистрационных знаков (в том числе без одного из них) (абзац 4 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 20 от 25 июня 2019 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
На основании вышеизложенного, судебными инстанциями рассмотрение дела об административном правонарушении осуществлено в существенными нарушениями процессуальных требований, не позволивших полно и всесторонне рассмотреть дело.
Вместе с тем, в настоящее время срок давности привлечения Калашникова А.Н. к административной ответственности истек, что исключает возможность направления дела на новое рассмотрение.
В связи с изложенным, оспариваемые судебные акты подлежат изменению в части основания прекращения производства по делу об административном правонарушении - производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Вельского судебного района Архангельской области от 9 октября 2023 года и решение судьи Вельского районного суда Архангельской области от 21 ноября 2023 года, вынесенные в отношении Калашникова Александра Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, указав о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судебные инстанции прекратили производство по делу об административном правонарушении за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, установив, что автомобиль не был зарегистрирован в органах ГИБДД. Кассационный суд изменил основания прекращения, указав на истечение срока давности привлечения к ответственности.