N 16-2639/2024
г. Санкт-Петербург 4 июля 2024 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р, рассмотрев жалобу директора ООО "Север" ФИО3 на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, заместителя государственного санитарного врача по Новгородской области N от 28 июня 2022 года, решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 21 ноября 2022 года и решение судьи Новгородского областного суда от 27 января 2023 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "Север" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, заместителя государственного санитарного врача по Новгородской области N от 28 июня 2022 года ООО "Север" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 16 сентября 2022 года постановление должностного лица от 28 июня 2022 года в отношении ООО "Север" изменено, исключены выводы о вине в невыполнении требований, предъявленных к качеству питьевой воды по показателю мутность, снижен размер административного штрафа до 2 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Новгородского областного суда от 18 октября 2022 года решение судьи районного суда от 16 сентября 2022 года в отношении ООО "Север" отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в Новгородский районный суд Новгородской области.
Решением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 21 ноября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Новгородского областного суда от 27 января 2023 года постановление должностного лица от 28 июня 2022 года в отношении ООО "Север" изменено, исключены выводы о вине в невыполнении требований, предъявленных к качеству питьевой воды по показателю мутность, снижен размер административного штрафа до 2 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "Север" ФИО3 выражает несогласие с постановлением должностного лица, решением судьи районного суда от 21 ноября 2022 года и решением судьи областного суда от 27 января 2023 года, считает их незаконными, принятыми с существенным нарушением норм процессуального закона и материального права; просит состоявшиеся акты отменить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 6.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Закона N 52-ФЗ установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Север" является управляющей организацией многоквартирными жилыми домами N, N и N, расположенными по адресу: "адрес" на основании договора от 1 октября 2015 года с учетом дополнительных соглашений от 1 мая 2020 года.
В результате внеплановой выездной проверки, проведенной сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Новгородской области на основании требования прокуратуры Новгородской области N от 11 апреля 2022 года установлено, что управляющая компания ООО "Север" 19 апреля 2022 года в 11 часов 30 минут не обеспечило подачу питьевой воды, соответствующей нормативам качества по органолептическим и санитарно-химическим показателям, а именно по показателям мутность и железо в домах N и N по "адрес" д. "адрес", кроме того у общества отсутствует программа производственного контроля за качеством холодной и горячей воды в жилых домах N, N, N, расположенных по указанному адресу, и данные производственного контроля качества питьевой (холодной) воды на микробиологические и санитарно-химические показатели жилых домов N и N по указанному адресу за период с 1 января по апрель 2022 года.
Выявленные нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения отражены в акте внеплановой выездной проверки N от 29 апреля 2022 года.
На основании протокола лабораторных испытаний и экспертного заключения N от 22 апреля 2022 года установлено, что питьевая вода в "адрес" не соответствует по показателю мутность (по каолину) - 2, 8 мг/дм3, по показателю железо - 0, 57 мг/дм3.
На основании протокола лабораторных испытаний и экспертного заключения N от 22 апреля 2022 года установлено, что на вводе в "адрес" питьевая вода не соответствует по показателю мутность (по каолину) - 37, 0 мг/дм3, по показателю железо - 6, 3 мг/дм3.
На основании протокола лабораторных испытаний и экспертного заключения N от 22 апреля 2022 года установлено, что горячая вода на вводе в "адрес" не соответствует по показателю мутность (по каолину) - 13, 6 мг/дм3, по показателю железо - 1, 82 мг/дм3.
На основании протокола лабораторных испытаний и экспертного заключения N от 22 апреля 2022 года установлено, что в "адрес" питьевая вода не соответствует по показателю железо - 0, 43 мг/дм3.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований статей 2, 8, 11, пунктов 1 и 2 статьи 19 Закона N 52-ФЗ, пункта 5 таблицы 3.1, пункта 556 таблицы 3.13 СанПин 1.2.3685-21, пунктов 75 и 76 СанПиН 2.1.3684-21.
Отсутствие программы производственного контроля за качеством холодной и горячей воды в жилых домах N, N и N, расположенных по адресу: "адрес", а также данных производственного контроля качества питьевой (холодной) воды на микробиологические и санитарно-химические показатели жилых домов N и N по "адрес" за период с 1 января 2022 года по апрель 2022 года является нарушением положений пункта 1 статьи 32 Закона N 52-ФЗ, пункта 77 СанПиН 2.1.3684-21, пунктов 3 и 4 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Север" к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ.
Приведенные в жалобе доводы не могут являться основанием для освобождения общества от административной ответственности и отмены вынесенных в отношении него постановления должностного лица и судебных актов, поскольку факт совершения им административного правонарушения и его виновность подтверждаются достаточной совокупностью доказательств, собранных по делу и подробно приведенных в обжалуемых актах, получивших надлежащую оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Привлекая ООО "Север" к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ, должностное лицо и судебные инстанции, применив к рассматриваемым правоотношениям положения Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических мероприятий", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", пришли к обоснованному выводу о доказанности нарушения обществом санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Выводы о наличии в деянии ООО "Север" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, которым дана надлежащая оценка, приведенные аргументы убедительны, сомнений в своей объективности и правильности не вызывают. Оснований сомневаться в допустимости, достоверности и достаточности представленных по делу доказательств не имелось.
Выводы судебных инстанций, касающиеся оценки каждого из доказательств, надлежащим образом мотивированы, приведенные аргументы убедительны, сомнений в своей объективности и правильности не вызывают.
Протокол по делу об административном правонарушении N от 29 апреля 2022 года составлен уполномоченным должностным лицом с участием законного представителя юридического лица, его содержание и оформление соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, не содержит недостатков, влекущих признание его недопустимым доказательством, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела и обстоятельства, подлежащие выяснению, в протоколе отражены.
На основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющейся совокупности доказательств и всех обстоятельства дела, должностное лицо и согласившиеся с ним судебные инстанции правомерно пришли к выводу о доказанности в деянии привлекаемого к административной ответственности ООО "Север" состава вмененного административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что ООО "Север" не является субъектом вмененного административного правонарушения, своего подтверждения не нашел.
Должностное лицо, возбудившее дело об административном правонарушении, и судебные инстанции обоснованно исходили из доказанности того, что во внутридомовые сети многоквартирных домов N и N по "адрес" питьевая и горячая вода от ресурсоснабжающих организаций поставлялась с показателями качества, соответствующими предъявленным к питьевой и горячей воде, соответственно управляющая компания несет ответственность за предоставление некачественной воды потребителю по внутридомовым инженерным системам водоснабжения, расположенным в границах ответственности управляющей организации, в связи с чем, надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, является ООО "Север".
Ссылка в жалобе на решение Арбитражного суда Новгородской области от 21 марта 2023 года, которым были отменены пункты 2 и 3 предписания должностного лица N от 29 апреля 2022 года, выданного по результатам проведенной внеплановой выездной проверки N от 29 апреля 2022 года отклоняется, поскольку сделанные в нем выводы о незаконности возложенной на ООО "Север" указанным предписанием обязанности по проведению лабораторных исследований и разработке программы производственного контроля за качеством питьевой и горячей воды, касаются качества в централизованной системе холодного и горячего водоснабжения, а не внутридомовых инженерных коммуникаций, в связи с чем не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, имеющих правовое значение при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении. Более того, в рамках рассмотрения настоящей жалобы не может быть проверена законность этого акта.
В целом доводы, изложенные в жалобе, в том числе о нарушении порядка проведения проверки, о том, что ООО "Север" не является субъектом вмененного административного правонарушения, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, они были предметом тщательной проверки и оценки должностного лица и предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в судебных актах, не ставят под сомнение наличие в деянии ООО "Север" объективной стороны состава административного правонарушения, за которое оно привлечено к ответственности.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм КоАП РФ и положений действующего законодательства, относимых к рассматриваемой ситуации, не свидетельствует о том, что по делу допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно его рассмотреть.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае ООО "Север", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности.
Принцип презумпции невиновности при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушен. Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения ст. 1.6 КоАП РФ не нарушены.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Административное наказание, с учетом изменений, внесенных судьей районного суда, назначено в пределах санкции ст. 6.5 КоАП РФ с соблюдением требований ст. 3.1, ст. 3.5, ст. 4.1 и ст. 4.1.2 КоАП РФ и является обоснованным.
Оснований для освобождения общества от административной ответственности не имеется.
При рассмотрении жалоб на постановление должностного лица, предыдущими судебными инстанциями дело проверено в полном объеме в соответствии со ст. 26.1, ч. 3 ст. 30.6, ст. 30.9 КоАП РФ, в судебных решениях дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым нижестоящие судебные инстанции пришли к выводу о законности и обоснованности привлечения ООО "Север" к административной ответственности и отсутствии оснований для прекращения производства по делу. Судья районного суда внес в постановление должностного лица соответствующие закону изменения. Оснований ставить под сомнение законность и обоснованность выводов, изложенных в судебных решениях не имеется.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или безусловной отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 30.13 и ст. 30.17 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, заместителя государственного санитарного врача по Новгородской области N от 28 июня 2022 года, решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 21 ноября 2022 года и решение судьи Новгородского областного суда от 27 января 2023 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "Север" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу директора ООО "Север" ФИО3 - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что управляющая компания несет ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к качеству питьевой воды, что подтверждается результатами проверок и лабораторных испытаний. Судебные инстанции обоснованно оставили в силе административное наказание, учитывая достаточные доказательства вины и соблюдение процессуальных норм. Жалоба директора компании отклонена как необоснованная.