Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу законного представителя микрокредитной компании Вологодской области "Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства" Хозяйновой Е.С. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи Вологодской области по судебному участку N12 от 24.10.2023 N5-1764/2023, решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 11.01.2024 N12-89/2024, состоявшиеся в отношении микрокредитной компании Вологодской области "Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи Вологодской области по судебному участку N12 от 24.10.2023 N5-1764/2023, оставленным без изменения решением судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 11.01.2024 N12-89/2024, микрокредитная компания Вологодской области "Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства" (далее - МКК ВО "Фонд поддержки МСП") привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель МКК ВО "Фонд поддержки МСП" Хозяйнова Е.С. выражает несогласие с названными судебными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения МКК ВО "Фонд поддержки МСП" к административной ответственности) нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения в отношении МКК ВО "Фонд поддержки МСП" в период с 24.05.2023 по 07.07.2023 проверки порядка предоставления и расходования бюджетных средств, выделенных в рамках подпрограммы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства Вологодской области" государственной программы "Экономическое развитие Вологодской области на 2021-2025 годы и национального проекта "Поддержка малого и среднего предпринимательства", установлено, что между МКК ВО "Фонд поддержки МСП" и Департаментом экономического развития Вологодской области заключено соглашение о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ N. Согласно пункту 1.1 раздела I Соглашения его предметом является предоставление получателю (Фонду) из областного бюджета в 2022 году субсидии, направленной на предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства Вологодской области льготных займов (микрозаймов) в целях предотвращения влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации. Согласно пункту 4.3.4.4 Соглашения Фонд обязуется использовать субсидию по целевым направлениям расходования в соответствии с пунктом 1.1 Правил, под которыми в Соглашении понимается Порядок определения объема и предоставления субсидии в виде имущественного взноса Фонду в целях предотвращения влияния геополитической и экономической ситуации, утвержденный постановлением Правительства области от 28.12.2020 N 1593 (далее ? Порядок N 1593). Пункт 1.1. Порядка N 1593 определяет, в том числе, условия и порядок предоставления субсидии Фонду.
Согласно подпункту "ж" пункта 2.12 Порядка N 1593 условиями предоставления субсидии Фонду является, в том числе, предоставление Фондом микрозаймов за счет средств субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим требованиям, установленным в приложении 3 к Порядку N 1593. В приложении 3 к Порядку N 1593 установлены требования, предъявляемые к субъектам малого и среднего предпринимательства, в целях предоставления МКК ВО "Фонд поддержки МСП" микрозаймов. В соответствии с пунктом 6 указанного приложения 3 субъект малого и среднего предпринимательства - получатель микрозайма не должен иметь по состоянию на любую дату в течение периода, равного 30 календарным дням, предшествующим дате заключения договора (соглашения) о предоставлении микрозайма, просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, превышающей 3000 рублей, что подтверждается справкой налогового органа.
08.11.2022 за счет средств субсидии МКК ВО "Фонд поддержки МСП" с ООО "данные изъяты" заключен договор микрозайма N на сумму 5000, 0 тыс. руб, сроком на 24 месяца без справки налогового органа, подтверждающей отсутствие у ООО "данные изъяты" просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в течение указанного в приложении 3 периода, что привело к нарушению Фондом условия предоставления субсидии, предусмотренного подпунктом "ж" пункта 2.12, пункта 6 приложения 3 Порядка N1593 и имущественных прав общества.
Таким образом, МКК ВО "Фонд поддержки МСП", являющееся получателем субсидии, допустило нарушение условий ее предоставления. в нарушение условий предоставления субсидии, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 2.12, пункта 6 приложения 3 Порядка N1593, Фондом за счет субсидии предоставлен микрозайм ООО "Позитроника" в сумме 5000, 0 тыс. рублей без наличия справки налогового органа, подтверждающей отсутствие у обществ по состоянию на любую дату в течение периода, равного 30 календарным дням, предшествующим дате заключения договора (соглашения) о предоставлении микрозайма, просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, превышающей три тысячи рублей.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Контрольно-счетной палаты Вологодской области 02.10.2023 в отношении МКК ВО "Фонд поддержки МСП" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение условий предоставления субсидий, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения со ссылкой на отсутствие у ООО "данные изъяты" просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации были предметом проверки судьи Вологодского городского суда Вологодской области и обоснованно отклонены по основаниям, приведенным в судебном решении.
При рассмотрении дела установлено и материалами дела подтверждено, что ООО "данные изъяты" по состоянию на 23.09.2022, на 19.10.2022 имело задолженность перед бюджетом в общей сумме 659 716, 68 рублей. Справка Межрайонной ИФНС России N по Вологодской области N на 23.09.2022 не подтверждает соответствие общества требованиям подпункта "ж" пункта 2.12, пункта 6 приложения 3 к Порядку N1593, поскольку указанная справка выдана налоговым органом за пределами установленного Порядком N1593 тридцатидневного срока, предшествующего дате заключения договора от 08.11.2022. Платежные поручения ООО "данные изъяты" от 25.10.2022, 26.10.2022 не подтверждают факт отсутствия у общества задолженности более 3 тысяч рублей и, тем самым, его соответствия требованиям, установленным подпунктом "ж" пункта 2.12, пункта 6 Приложения 3 к Порядку N 1593, поскольку не исключают возможности образования иной задолженности в период до даты оплаты (в том числе начисление пени на имеющуюся задолженность), платежные поручения не подменяют собой справку налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 названного кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
МКК ВО "Фонд поддержки МСП", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии МКК ВО "Фонд поддержки МСП" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние МКК ВО "Фонд поддержки МСП" квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и бюджетного законодательства. Доводы жалобы в соответствующей части являются необоснованными.
Вопреки утверждению заявителя требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного кодекса, в том числе и время совершения административного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения МКК ВО "Фонд поддержки МСП" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено названному лицу в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5 указанного Кодекса в размере 2 процентов суммы полученной субсидии (штраф уплачен 04.03.2024, л.д.188).
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В связи с изложенным в рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения условий предоставления субсидии, в материалах дела не имеется, с настоящей жалобой не представлено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи Вологодской области по судебному участку N12 от 24.10.2023 N5-1764/2023, решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 11.01.2024 N12-89/2024, состоявшиеся в отношении микрокредитной компании Вологодской области "Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя микрокредитной компании Вологодской области "Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства" Хозяйновой Е.С. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что микрокредитная компания нарушила условия предоставления субсидии, заключив договор микрозайма без необходимой справки о задолженности. Судебные инстанции подтвердили наличие состава административного правонарушения и правомерность наложенного штрафа в размере 100 000 рублей, отклонив доводы о малозначительности правонарушения и отсутствии состава.